Начало всех начал («Довод», реж. Кристофер Нолан)(Никаких спойлеров – только намёки.)
Время и пространство – два главных героя всех фильмов Кристофера Нолана, начиная с ранней короткометражки «Жук-скакун» (1997), где человек в течение трёх минут всего-навсего пытался прибить жука, а оказывался в несоразмерной своим масштабам рекурсивной реальности. Дальше – больше. В чёрно-белом «Преследовании» (1999) время становилось воплощением паранойи и саспенса. В «Помни» (2000) и вовсе превращалось в главный сценарный механизм и вслед за сознанием главного героя двигалось задом наперёд. От фильма к фильму парадоксы пространства-времени увлекали Нолана всё больше – и вот в «Престиже» (2006) законы физики уже нарушались с помощью магических трюков, а в «Интерстелларе» (2014) серьезные научные теории безо всякой магии превращались в подобный трюк. «Начало» (2010) исследовало фантастическое пространство сновидений, где на каждом уровне сна время шло со своей скоростью. Затем последовал одновременно масштабный и минималистичный «Дюнкерк» (2017), в котором действие развивалось уже в трёх временных плоскостях и соединялось воедино только благодаря изощренному монтажу.
Инверсия. Обратная энтропия предметов. Парадокс убитого дедушки и теория поглощения Уиллера-Фейнмана. Ложная сложность. Набор умных терминов из Википедии. От фильма, в котором людей бьют по лицу золотыми слитками, а на педаль тормоза нажимают пальцами руки, не стоит ждать тонкости и нюансов. Нолан не разменивается на детали и правдоподобие, а просто строит мир заново. Герои обрывают фразы на полуслове и сыплют научными теориями, как будто сказанное ими и так всем ясно. «Не пытайся понять – почувствуй».
Британская разведка и ЦРУ. Чернокожий эрудированный супер-агент по кличке Протагонист (Джон Дэвид Вашингтон), который почти не улыбается. Ещё один обаятельный супер-агент (Роберт Паттинсон), который улыбается чаще и знает явно больше, чем говорит. А ещё владеет эстонским и обладает ученой степенью по физике. Русский «олигарх-нигилист» (как назвал его режиссёр Гаспар Ноэ) со страшным радиоактивным прошлым (Кеннет Брана) всеми доступными ему способами мучает свою красавицу-жену. Она (Элизабет Дебики) – современная реинкарнация хичкоковской блондинки. У неё есть сын, ради которого и стоит спасать мир. Никуда без шутки от сэра Майкла Кейна – постоянного атрибута и талисмана Кристофера Нолана. Имена – условность, важны только типажи. Здесь нет героев, только функции, у которых вместо серьезных мотиваций и человеческого лица есть только два измерения: прошлое и будущее. Настоящее не предусмотрено. Просто потому, что нет времени сопереживать.
Чайки летят в обратном направлении. Ветер не дует, а сжимается. Оркестр настраивается впустую – концерта не будет, а музыка всё равно инвертирована. Вместо неё – раздробленный саундтрек Людвига Йоранссона. Взрывы холодны как лёд. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть. «Ты не стреляешь, а ловишь пулю» – и на стекле ещё/уже (не) появляются трещины. Экшн и вправду изобретателен, а монтаж на удивление плавен. Пора начать смотреть на вещи иначе.
Забудьте о «Докторе Кто» и «Остаться в живых». Вычеркните из памяти «На север через северо-запад» и «Ночного Администратора». Ничего этого не было – прошлое отменено. «Уже изготовлены пули, что мимо тебя просвистят». Стоит помнить лишь финал «Касабланки», чтобы в конце всех концов передать ей прощальный привет. Спасение мира в очередной раз схлопнется до размеров похода в школу за руку с мамой. Однако это совсем не «начало прекрасной дружбы». Ничего подобного, новый пароль лишен и тени надежды. «Мы живем в сумрачном мире, и нет друзей на закате».
Время вышло.
Иван Цуркан |
Рекомендуем |