Партнеры Живи добром

Последнее прибежище чистого искусства: в Лондоне открыт первый в мире цирк


Казалось, они создали свой собственный рай на земле за один день, а потом снова его разобрали и увезли… 

Сара Груэн «Воды слонам!»

Дорогие дамы и господа, добро пожаловать в первый в мире цирк! Сегодня вы увидите то, чего ещё никогда раньше не видел ни один человек: искусная езда на лошадях, акробатические номера, фехтование, дрессированные животные и множество других сюрпризов! Вне всяких сомнений, «Амфитеатру Эстли» удастся удивить даже самого искушённого зрителя…

Цирк

Давайте перенесёмся на несколько веков назад, в прошлое. На дворе 1770-ый год. Отставной сержант Филлип Эстли возвращается со службы домой, в Лондон. Знаменитый своей смелостью и отвагой в бою, он также славился своим умением обращаться с лошадьми. С самого детства Эстли увлекался верховой ездой и по возвращении решает продолжить это дело и становится инструктором по верховой езде. 

На тот момент нельзя было сказать, что лондонский зритель был особо избалован фееричными представлениями. Кроме театра организовывались уличные выступления бродячих артистов, да и только. Но это было лишь до тех пор, пока Филлипу Эстли не приходит в голову удивительная мысль: создать своё дело, школу верховой езды. Поспособствовал этому событию удивительный случай. Однажды Эстли, прогуливаясь со своей женой по Вестминстерскому мосту, увидел потерянное кем-то дорогое кольцо. Как выяснилось, оно принадлежало Георгу III. Чуть позже, во время церемониального шествия, находясь в толпе, ему удалось добиться недолгой аудиенции короля прямо на мосту, на том самом месте. И тут случилось ужасное: лошадь монарха взбунтовалась и понеслась, пытаясь сбросить седока, но Эстли, умелый наездник и дрессировщик, остановил беглеца, за что впоследствии был щедро вознаграждён.

К 1776-му году школа Эстли уже успела приобрести успех. По совету жены, умелой наездницы, он идёт на риск и решает не просто увеличить набор учеников, но и организовать необычные конные номера. Он прекрасно понимал, что для проведения подобных показательных выступлений нужно помещение. С поддержкой короля Георга III ему удаётся построить здание, в основу которого легла арена диаметром тринадцать метров. Показательные выступления набирали популярность, количество зрителей постепенно увеличивалось, а главной задачей Эстли стало стремление удержать интерес публики. 

Цирк

Создание цирка стало настоящим семейным делом: Филлип с удовольствием выслушивал советы жены и осуществлял фантазии детей. Именно благодаря этому в зале появилось место для небольшого оркестра, исполнявшего задорную музыку, появились клоуны, ставились спектакли, многие бродячие артисты теперь работали для «Амфитеатра Эстли», а выступления с лошадьми не ограничивались односложными номерами. Эстли собственноручно придумывал акробатические трюки для своих учеников, с каждым разом всё более необычные и экстремальные. 

Лондон заиграл новыми красками. Ещё нигде до 1777 года зритель не видел такого уникального зрелища: дрессированные животные, пантомима, воздушные гимнасты… Невероятный ажиотаж позволил семье Эстли создать целую «семью цирков» по всей Европе. Особо выделялся из них «Английский амфитеатр», открытый в столице Франции. Выступления там проходили осенью и зимой, после чего труппа снова возвращалась в домашний цирк. 

Интересным моментом в истории цирка, несомненно, стала конкурентная борьба между учеником и учителем. Чарльз Хьюз, подопечный Эстли, решил создать собственный цирк, и ему это удалось. На протяжении многих лет, два цирка боролись за внимание зрителя, определённо, это поспособствовало появлению новых идей и номеров в «Амфитеатре». Если говорить о том, кто же всё-таки одержал победу, стоит напомнить, что основой коллектива Эстли была дружная семья. Скорее всего, именно это и помогло преодолеть все трудности и превратиться из простого, хоть и первого цирка, в «Королевский амфитеатр Эстли».



Татьяна Кадьян



 

Рекомендуем

Самые продаваемые альбомы в истории музыки
«Возьмемся за руки, друзья!»
Артист. Истинно народный
От Ганнибала до Хичкока. Энтони Хопкинс
Шарль Монтескье. Культ Разума
Смысловая легкость в иллюстрациях французской художницы Софи Гриотто
Москва Булгаковская. По следам героев романа «Мастер и Маргарита»
Женщины Достоевского: реальность и образы
Монстры на острове («Конг: Остров черепа», реж. Джордан Вогт-Робертс)
Концерт Брэндона Флауэрса в Москве: he’s Mr. Brightside!