Партнеры Живи добром

Последнее прибежище чистого искусства: в Лондоне открыт первый в мире цирк


Казалось, они создали свой собственный рай на земле за один день, а потом снова его разобрали и увезли… 

Сара Груэн «Воды слонам!»

Дорогие дамы и господа, добро пожаловать в первый в мире цирк! Сегодня вы увидите то, чего ещё никогда раньше не видел ни один человек: искусная езда на лошадях, акробатические номера, фехтование, дрессированные животные и множество других сюрпризов! Вне всяких сомнений, «Амфитеатру Эстли» удастся удивить даже самого искушённого зрителя…

Цирк

Давайте перенесёмся на несколько веков назад, в прошлое. На дворе 1770-ый год. Отставной сержант Филлип Эстли возвращается со службы домой, в Лондон. Знаменитый своей смелостью и отвагой в бою, он также славился своим умением обращаться с лошадьми. С самого детства Эстли увлекался верховой ездой и по возвращении решает продолжить это дело и становится инструктором по верховой езде. 

На тот момент нельзя было сказать, что лондонский зритель был особо избалован фееричными представлениями. Кроме театра организовывались уличные выступления бродячих артистов, да и только. Но это было лишь до тех пор, пока Филлипу Эстли не приходит в голову удивительная мысль: создать своё дело, школу верховой езды. Поспособствовал этому событию удивительный случай. Однажды Эстли, прогуливаясь со своей женой по Вестминстерскому мосту, увидел потерянное кем-то дорогое кольцо. Как выяснилось, оно принадлежало Георгу III. Чуть позже, во время церемониального шествия, находясь в толпе, ему удалось добиться недолгой аудиенции короля прямо на мосту, на том самом месте. И тут случилось ужасное: лошадь монарха взбунтовалась и понеслась, пытаясь сбросить седока, но Эстли, умелый наездник и дрессировщик, остановил беглеца, за что впоследствии был щедро вознаграждён.

К 1776-му году школа Эстли уже успела приобрести успех. По совету жены, умелой наездницы, он идёт на риск и решает не просто увеличить набор учеников, но и организовать необычные конные номера. Он прекрасно понимал, что для проведения подобных показательных выступлений нужно помещение. С поддержкой короля Георга III ему удаётся построить здание, в основу которого легла арена диаметром тринадцать метров. Показательные выступления набирали популярность, количество зрителей постепенно увеличивалось, а главной задачей Эстли стало стремление удержать интерес публики. 

Цирк

Создание цирка стало настоящим семейным делом: Филлип с удовольствием выслушивал советы жены и осуществлял фантазии детей. Именно благодаря этому в зале появилось место для небольшого оркестра, исполнявшего задорную музыку, появились клоуны, ставились спектакли, многие бродячие артисты теперь работали для «Амфитеатра Эстли», а выступления с лошадьми не ограничивались односложными номерами. Эстли собственноручно придумывал акробатические трюки для своих учеников, с каждым разом всё более необычные и экстремальные. 

Лондон заиграл новыми красками. Ещё нигде до 1777 года зритель не видел такого уникального зрелища: дрессированные животные, пантомима, воздушные гимнасты… Невероятный ажиотаж позволил семье Эстли создать целую «семью цирков» по всей Европе. Особо выделялся из них «Английский амфитеатр», открытый в столице Франции. Выступления там проходили осенью и зимой, после чего труппа снова возвращалась в домашний цирк. 

Интересным моментом в истории цирка, несомненно, стала конкурентная борьба между учеником и учителем. Чарльз Хьюз, подопечный Эстли, решил создать собственный цирк, и ему это удалось. На протяжении многих лет, два цирка боролись за внимание зрителя, определённо, это поспособствовало появлению новых идей и номеров в «Амфитеатре». Если говорить о том, кто же всё-таки одержал победу, стоит напомнить, что основой коллектива Эстли была дружная семья. Скорее всего, именно это и помогло преодолеть все трудности и превратиться из простого, хоть и первого цирка, в «Королевский амфитеатр Эстли».



Татьяна Кадьян



 

Рекомендуем

Люди в клетке («Жена смотрителя зоопарка», реж. Ники Каро)
World Corporate Golf Challenge приветствует олимпийский сезон
Игорь Грабарь - признанный жизнелюбец
Театр и Революция: обновление эстетики
Кино. Blick’15. Изабелла Штевер «Гизела»
По зову океана ("Моана" реж. Рон Клементс, Джон Маскер)
Так ли важно быть серьёзным?
Хотел бы ты рыбой стать? ("Патерсон" реж. Джим Джармуш)
Иегуди Менухин: скрипка, концерт и Париж
Кинематограф начинается с Люмьер