Ошибка выжившего ("Дело Собчака" реж. Вера Кричевская)
«Дело Собчака» – третий документальный фильм в карьере режиссёра Веры Кричевской, ставший важным событием фестиваля «Кинотавр» в этом году.
Если бы всё происходило 20 лет назад, «Дело Собчака» показывали по телевидению в прайм-тайм, потому что это не документальное кино в фестивальном смысле — как художественный жанр, где жизнь дана in vitro и весь гений автора в том, чтобы показать пьесу, которую наблюдает она сам, а другие не замечают. «Дело» — добротный телевизионный продукт и это качество его ничуть не оскорбляет. Чего стоят только крупные планы в интервью и разрезание экрана на три части, чтобы зритель мог видеть как в панорамном видео всех действующих лиц одновременно: и выступающих на трибуне, и участников митингов. Здесь ёмкая графика, безупречный свет (особенно с учётом того, что многие из тех, кто дают в этом фильме интервью, в телевизионные студии не ездят). Осветитель и оператор работали в чужих кабинетах, но работали красиво, настоящий, не по тэвэшному, а по киношному сделанный кадр. В «Деле Собчака» много телевизионных новостей, газетных заголовков, документов и мнений очевидцев. Драйвовость картины, конечно, в истории перестройки и постперестроечных девяностых. В последние 15 лет в России, наверное, не было такого большого разговора ни о 1991, ни о выборах президента в 1996 году. На кадрах хроники говорят люди из толпы, петербуржцы в 1991, 1993, говорят народные депутаты съезда 1989, Борис Ельцин и Борис Немцов. И Анатолий Собчак. В фильме очень много интервью с теми, кто сейчас их почти не даёт. Там разговаривает не только Путин, но и Чубайс, Кержаков, Юмашев. Люди из новостной повестки двадцатилетней давности. А ещё Медведев, Кудрин и Золотов. Ключевые люди, главные действующие лица тех событий, в этот раз (может быть, единственный) рассказывают, как всё происходило. Если бы кто-то ещё, кроме Собчак и Кричевской, решился спросить у них о девяностых, они бы, может быть, тоже ответили. Удивительно, но несмотря на прямоту вопросов и жёсткость темы ни один из спикеров не теряет лица и не выглядит так, как не хотелось бы выглядеть публичному человеку. Обойтись по-человечески с теми, с кем хочется спорить и совсем не хочется говорить, задать все вопросы, оставаясь хорошим журналистам, но позволить людям сохранить лицо — это задача, с которой авторы справились. «Дело Собчака» — вторая биографическая картина, которую сняла Вера Кричевская. Первая была «Слишком свободный человек» о Борисе Немцове. Кричевская не выбирает истории успеха, она выбирает драмы одарённых людей в неудачных обстоятельствах. Механизм провала и слома интереснее для Кричевской, чем сценарий безоговорочной победы. Впрочем, как замечает один из экспертов фильма, на самом деле нет ничего страшного в том, чтобы проиграть выборы. Напротив, сегодня выиграть, а завтра проиграть — это нормально, так и меняется власть. Хотя во время кадров с новогодним обращением Бориса Ельцина накануне 2000 года, в зрительном зале раздаётся смех. Человек, отказавшийся от власти в нашей стране — это по-прежнему смешно, и кажется, жалко. Говоря про сегодня, режиссёр и автор идеи старались не играть роль капитана очевидность. Про сегодня в фильме все молчат. Потому что нечего спрашивать, история, о которой идёт речь, завершилась в 2000 году смертью Анатолия Собчака, а после – началась совсем другая и она пока не закончилась. Фильм заявлен как политический детектив. И на главный вопрос: почему Ельцин выбрал Путина, картина действительно отвечает.
Ксения Демакова
|
Рекомендуем |