"Послание к человеку" - 2018. «Всему есть цена» (реж. Натаниель Кан)
Почти никогда документальное кино об искусстве ещё не было таким захватывающим. Эксклюзивная иммерсия в современный арт-мир, где персональную экскурсию проводят on the top (топовые): коллекционеры, арт-дилеры, историки искусства, организаторы аукционов, кураторы и сами художники. «Всему есть цена» – увлекательное исследование значения и роли современного искусства, его законов и денежного исчисления в жанре вуаеризм. Номинант на «Оскар» и «Эмми», обладатель престижных наград, режиссёр Натаниель Кан, представил свой новый фильм на кинофестивале «Сандэнс», который известен тем, что формирует новые тенденции в киноиндустрии, нацелен на открытие новых фильмов, имён и мнений со всего мира. Так как в России у документального кино, к сожалению, нет широкого проката, посмотреть фильм не так-то просто. Один из редких показов состоялся на XXVIII Международном кинофестивале «Послание к человеку» в рамках программы «Панорама.doc», в которой представлены самые заметные документальные полнометражные фильмы, вышедшие за последний год. «Проникая в миры, которые, казалось бы, отделены от нас непреодолимыми границами, с помощью документального кино мы выходим за пределы своего опыта. А значит, за пределы самих себя и своей собственной ограниченности. Это и есть цель настоящего искусства», – сообщает куратор программы Алексей Медведев.
Режиссёр ненавязчиво, но вполне конкретно обозначил вопросы, главным образом связанные с денежной составляющей, а именно – кто определяет стоимость произведения искусства, какие факторы влияют на цену бесценного, и кто главные покупатели? На эти вопросы, в аукционных домах «Кристис» и «Сотбис», шоурумах, мастерских, выставках и галереях отвечают всемирно известные: художник-абстракционист Ларри Пунс – на какое-то время забытый, но вернувшийся на арт-сцену; коллекционер Стефан Эдлис – передал Чикагскому институту искусств 42 работы из своей коллекции, стоимость которых более чем четыреста миллионов долларов; художник Джефф Кунс – его работы уходят с торгов цифрами с шестью нулями; историк искусства и критик Барбара Роуз – пребывает в некотором недоумении от современных тенденций в арт-мире; консультант по искусству, глава отдела продаж «Сотбис» Эми Каппеллаццо – занимается организацией очередного аукциона.
Поворотный момент, случился, когда запасы аукционных домов картин выдающихся художников иссякли и появилась острая необходимость в новых шедеврах. В ситуации незамедлительно сориентировался художник, а позже и коллекционер – Роберт Скалл, он начал приобретать работы Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Франца Клайна, Барнетта Ньюмана, будучи знакомым с некоторыми из них. Почти за бесценок купленные работы, на аукционах уходили за баснословные суммы, от которых художникам доставался лишь символический процент.
Реальность такова, что искусство сегодняшнего дня захлёбывается в обществе потребления, оно стало видом капиталовложений. Художники работают как за станком на заводе, снабжая рынок, в котором спрос и предложение решают стоимость. Отлаженная работа кураторов, критиков и дилеров приводит к консенсусу о стоимости картин. У коллекционеров, приобретение работ Дэмьена Хёрста (кстати, его животные в формальдегиде упали в цене) или дриппинга Джексона Поллока, мало чем отличается от покупки элитной недвижимости или акций крупной компании. Картины в лучшем случае висят в квартирах, в худшем – пылятся в подвалах, но там и там их никто не видит. Искусство и деньги теперь уже наверняка идут рука об руку. Всё начинается с картин… P.S. Обратите внимание на африканское искусство. Специалисты говорят, что скоро на него будет огромный спрос.
Лидия Суслова
|
Рекомендуем |