Постскриптум («Аббатство Даунтон» реж. Майкл Энглер)
В 1927 году в фамильное имение Даунтон приходит неожиданное известие: во время своей поездки по Йоркширу поместье собирается посетить королевская чета в лице самого Георга V и его супруги Марии. Семейство Кроули и их прислуга не на шутку взбудоражены этим событием, ведь им нужно достойно встретить короля, и никак нельзя ударить в грязь лицом. Так можно было бы вкратце пересказать основной сюжет этого фильма. Но затем стоит сразу добавить, что существуют два типа возможных зрителей, которые станут смотреть «Аббатство Даунтон» – полнометражное продолжение одноименного сериала, который за 5 лет своего существования (2010-2015) успел стать по-настоящему культовым. Первый – это, собственно, фанаты, знающие и помнящие, что происходило с любимыми героями на протяжении всех шести сезонов. Второй тип – люди, не видевшие ни одной серии и пришедшие в кино просто на красивый британский костюмный фильм об ушедшей эпохе. Наверное, можно сказать, что разочарован не будет никто. Но конечно, в первую очередь фильм снят для фанатов. И можно сказать, что это лучшее продолжение сериала, какое можно было бы желать.
В наше время, когда границы между большим и малым экраном размыты, а сериалы по уровню и качеству встали вровень с кинофильмами, такой вещью как сериальный полный метр, уже никого не удивишь. И, тем не менее, притом, что известных и популярных сериалов сейчас множество, полнометражное продолжение из них получают лишь единицы, и всегда только лучшие из лучших – вспомним «Во все тяжкие», «Секс в большом городе» или «Дэдвуд». Кстати, с последними двумя «Аббатство Даунтон» объединяет имя режиссёра в титрах; это Майкл Энглер, снимавший и последний сезон шоу. Но в любом сериале главный человек – не режиссёр, а сценарист с функциями креативного продюсера, другими словами, шоураннер. У «Аббатства» это Джулиан Феллоуз, прославившийся как выдающийся автор и кинодраматург ещё в начале 2000-х и получивший «Оскар» за великолепный сценарий к «Госфорд-парку» Роберта Олтмена. Там он впервые опробовал приём, который впоследствии с блеском повторил и в «Даунтоне» - когда жизнь хозяев и слуг в большом доме показывается на равных. А также проявил себя как непревзойденный мастер сложных многофигурных композиций, умеющий переплести между собой десяток сюжетных линий и разных персонажей так, чтобы напряжение и внимание зрителя не угасало ни на минуту.
В новом фильме Феллоуз дирижирует зрительским вниманием также мастерски, как раньше. И сам он, кажется, уже настолько привязался к своим вымышленным героям, что никак не может с ними расстаться. Ну а верные поклонники сериала получают именно то, чего ждут. Все беды и неприятности снова обходят Даунтон стороной, леди Вайолетт (она же графиня Грэнтем) живее всех живых и по-прежнему отпускает колкие остроты и афоризмы с постоянством метронома, а мелодраматизм некоторых сцен достигает слащавых ноток латиноамериканской мыльной оперы. И все конфликты разрешаются счастливыми хэппи-эндами, почти также быстро, как возникают. При этом удивительным образом фильм, как и сериал в последних сезонах, умудряется не скатиться в сопливую пошлость – во многом, благодаря тому, что мелодрама очень щедро разбавлена комическим гротеском, и все события и персонажи показаны с большой любовью и нежностью. А за это прощаешь и отсутствие динамики в развитии характеров и то, что сюжет, в общем-то, особо никуда и не движется. Но по большому счёту, ему двигаться и не нужно, да и некуда. Как сюжет, так и персонажи тянутся на шлейфе сериального бэкграунда, герои фильма – как застывшие маски, всего лишь свита для короля, и каждый ожидаемо исполняет отведенную ему роль. Мир аббатства Даунтон очень консервативен, это мир без масштабных катастроф и потрясений, и в нём по определению не может случиться ничего плохого или страшного, так что всегда знаешь, чего ждать. Он дарит зрителю редкое для современности чувство уюта и защищённости – многие в этом и видят главную причину невероятного успеха сериала по всему миру. И всё-таки ощущение неотвратимого конца эпохи, уходящей буквально на глазах, повисает в воздухе (здесь в качестве параллели уместно вспомнить выдающуюся картину «На исходе дня» Джеймса Айвори по роману Кадзуо Исигуро). Время старинных поместий и благородных аристократов неизбежно подходит к концу. И хотя конец этот Феллоуз с присущим ему чувством такта и деликатности оставляет за кадром, его герои в разговорах между собой обсуждают ирландцев и коммунистов. А это опасные предвестники будущего, персонажи большой и страшной истории, существующей где-то за пределами этого уютного мира. Лёгкая элегическая интонация, которая в некоторые моменты слышится в фильме, кажется точно соответствующей историческому моменту. И она только усиливает ностальгическую тоску по этому прекрасному времени, когда у всех были слуги, мужчины носили шляпы, а женщины - платья.
Но всё-таки мы не на поминках, и Феллоуз выбирает для прощания с эпохой не грустную тихую песню, а громкий заздравный гимн в её честь. И пока Даунтон продолжает упиваться своей старомодностью, а мы вместе с ним. Конечно же, здесь нельзя не отдать должное команде художников; высочайший уровень мастерства, продемонстрированный ими ещё в сериале, здесь достигает своего пика. Предметный мир фильма завораживает и восхищает, всё в кадре буквально сияет как начищенное до блеска фамильное серебро, от интерьеров и костюмов не отвести глаз. Чувствуешь себя словно подглядывающим через замочную скважину за чужой (и такой изысканной!) жизнью. Плавные изящные движения камеры английского оператора Бена Смитхарда обеспечивают при просмотре настоящий эффект присутствия и погружения в мир столетней давности. Неслучайно рекламная кампания фильма строится на идее приглашения зрителей на некий светский приём.
И глядя на всё это, вдруг осознаёшь, в чём на самом деле состоит сила и гордость британской нации. В следовании традициям и в умении передавать эти традиции из поколения в поколение. И понимаешь, что «Аббатство Даунтон» можно с полным правом назвать настоящим патриотическим блокбастером. Потому что для Великобритании это символ и оплот всей нации, доказывающий незыблемость существующего строя и наглядно показывающий жизнеспособность иерархического устройства мира с монархом во главе. И в то же время – ещё и зримое воплощение стойкости перед лицом стремительно надвигающихся перемен. А перемены эти придут вовсе не со взрывами Второй Мировой, а гораздо раньше – в тот самый момент, когда слуги в отсутствие хозяев позволят себе выйти из дома через парадный вход.
«Аббатство Даунтон» – в кино с 21 ноября.
Иван Цуркан
|
Рекомендуем |