Партнеры Живи добром

Абэ Кобо «Быть напечатанным в России - большая честь для любого писателя»


7 марта 2015 года японскому писателю Абэ Кобо исполнился бы девяносто один год.


Абэ Кимифуса (настоящая фамилия литератора) родился в районе Токио Кита в 1924 году, однако позднее его семья эмигрировала в Китай, в Маньчжурию, где его отец устроился преподавателем Мукденского имперского университета. Еще со школы Абэ начал серьезно увлекаться литературой, его излюбленными авторами были Фёдор Достоевский, Франц Кафка, Эдгар Аллан По, Райнер Мария Рильке, а также Льюис Кэррол. О детстве будущего писателя известно немногое, как впрочем и о всей его жизни в целом. Все биографы испытывали серьезные трудности, пытаясь написать биографию Кобо, поскольку публицист был очень закрытым и замкнутым человеком, не любил общаться с журналистами, а также честно признавался, что он мизантроп. Абэ Кобо заявлял: «Не люблю людей. Я — один. И преимущество мое в том, что в отличие от многих я хорошо это понимаю».


Абэ Кобо


В 1941 году юный Абэ едет в Японию с целью поступить в университет. С 1943 года начинается его обучение в Токийском императорском университете, на медицинском факультете. 


Однако уже в 1945 году юноша возвращается в Китай, так и не закончив университет. Диплом Абэ получил лишь в 1948 году, с условием, что он никогда не будет практикующим врачом. Однако для него это не имело никакого значения, к тому времени всё его свободное время было посвящено литературной деятельности, в которой он начал приобретать успех. 


В 1946 году Абэ Кобо окончательно возвращается в Японию и, будучи все еще студентом женится Мати Абэ, художнице. В 1947 году он за свой счет публикует поэтический сборник «Анонимные стихи», а в следующем году он получает первый гонорар за рассказ «Дорожный знак в конце улицы», благосклонно принятый публикой. В 1951 году публикуется повесть «Стена. Преступление S. Кармы», принесшая писателю не только широкую известность, но и литературную премию Акутагавы. Впоследствии «Стена», дополненная еще двумя произведениями - «Барсук с Вавилонской башни» и «Красный кокон», была издана отдельным изданием; главным мотивом всех трех стало одиночество и неустроенность личности. 


В это же время Абэ Кобо вступает в коммунистическую партию Японии, однако разочаровывается в ней и в её идеологии после поездки в Восточную Европу в 1956 году. В 1961 году, за публичную критику нового партийного курса, Абэ был исключен из партии. Мировую известность Кобо приобретает в 1964 году, когда в мировой прокат выходит экранизация его романа «Женщина в песках», опубликованного двумя годами ранее. Этот роман, по праву считающийся одним из лучших произведений автора, был удостоен премии газеты «Иомиури», а вслед за ним последовали больше блестящих литературных трудов. «Чужое лицо» (1964), «Сожженная карта» (1967), «Человек-ящик» (1973) - все были удостоены высоких оценок критиков и читателей.


Абэ Кобо


Другим поприщем, на котором работал писатель, была драматургия. В 1973 году им был создан театр «Студия Абэ Кобо». Пьесы Кобо переведены на множество языков, в том числе некоторые из них на русский. «Студия Абэ Кобо» с успехом гастролировала по миру, завоевав признание как европейской, так и американской публики. Абэ Кобо, который с детства обожал зарубежную литературу, особенно высоко ценил литературу русскую. Его любимыми писателями были Достоевский и Гоголь. "Быть напечатанным в России, - говорил Абэ, - большая честь для любого писателя. Каждая моя публикация в Советском Союзе - событие для меня очень радостное. Во-первых, потому что я давний поклонник русской литературы. Еще в школьные годы я был покорен творчеством двух гигантов русской литературы - Гоголя и Достоевского. Я прочел почти все написанное ими, и не один раз, и причисляю себя к их ученикам. Особенно большое влияние оказал на меня Гоголь. Переплетение вымысла и реальности, из-за чего реальность предстает предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих произведениях благодаря Гоголю, научившему меня этому».


В 1992 году писатель был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, и ему прочили большие шансы на победу, однако судьба распорядилась иначе, 22 января 1993 Абэ Кобо скончался от остановки сердца.



Екатерина Калинина



 

Рекомендуем

Романтика во время коммунизма. Константин Паустовский
Вызов судьбе («Дыши ради нас» реж. Энди Серкис)
Неугасающий «Огонек»
Новый завет господина Жако Ван Дормеля
Elie Saab. Художник-самоучка
Миф о минотавре, как ключ к открытию минойской цивилизации
Интервью с Вадимом Эйленкригом
«Бесстрашная леди»
Интервью с Бориславом Струлёвым
Грегуар Мишонц: творчество вопреки реальности