Российские прокатчики как спонсоры хорошего вкуса зрителя
Пару лет назад глава кинопрокатной компании «Кино без границ» Сэм Клебанов заявил: «Я больше не могу быть спонсором хорошего вкуса ограниченной группы зрителей». Случилось это в 2014 году, когда состояние рынка независимых фильмов в России пребывало в состоянии кризиса и упадка. Позаимствовав для заголовка статьи некогда сказанное человеком, который первым в России начал пропагандировать фильмы для немассового зрителя, взглянем на современное состояние этой ниши кинорынка. Российский кинопрокат представлен так называемыми мэйджорами — крупными кинопрокатчиками (компании «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг», «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро», «Централ Партнершип» и «Юниверсал Пикчерс Интернэшнл») и независимыми дистрибьюторами — компаниями, не являющимися официальными представителями одной из крупнейших голливудских студий и прокатывающие отечественные или независимые зарубежные проекты. Пять лет назад, таких компаний было около 12, на текущий момент – порядка двадцати независимых дистрибьюторов. Тенденция на увеличение количества последних, указывает, как минимум, на жизнеспособность этого сегмента и интерес зрителей к артхаусному кино. Мейджоры, не стеснённые в финансах, обеспечивают показ всего выходящего мейнстрима, в то время как у независимых прокатчиков такие возможности ограничены, а это означает, что чем больше таких компаний – тем больше фестивальных, авторских, артхаусных фильмов нам посчастливиться посмотреть на большом экране. Предлагаем вашему вниманию несколько наиболее известных в узких кругах российских кинопрокатных компаний. «A-One Films » была образована в 2008 году в Санкт-Петербурге. Команда из 8 человек занимается дистрибуцией европейских, американских и латиноамериканских фильмов с коммерческим потенциалом для России и СНГ. Благодаря «A-One Films » мы увидели «Молодость», «Мой король», «Это всего лишь конец света», «Великая красота», «Патерсон», «8 свиданий». Компания не заинтересована в отечественном кино, – и это одна из принципиальных позиций «A-One Films». По итогам кинопрокатного года компания заняла семнадцатое место в негласном соревновании дистрибьюторов. На восемнадцатом месте в этом же списке, – «Arthouse» — это молодая дистрибьюторская компания (2015 г.), специализирующаяся на прокате лучших образцов независимого авторского кино. У компании есть офисы в Москве и Нью Йорке. Присутствие американской стороны обусловлено наличием доли в компании Американского медийного холдинга Lorem Ipsum Corp. «Arthouse» делает ставку на выпуск арт-мейнстрима с сильным актёрским составом от виднейших режиссёров, отойдя от сложного фестивального кино. И мы благодарим «Arthouse» за «Дипан», «Свет в океане», «Кэрол» и «Зоологию» Ивана. И. Твердовского. Кинокомпания «ПРОвзгляд» с 2012 г., привозит для нас авторское и жанровое кино, сотрудничая с ведущими мировыми производственными и дистрибьюционными компаниями: Gaumont, Pathe, Memento Films, Le Pacte, Films Distribution. Компания представляет и российские фильмы: «Петербург. Только по любви», «Рыба-мечта», «ИЛЬФИПЕТРОВ» наряду с «Коммивояжёр», «Поезд в Пусан», «Громче, чем бомбы», «Мамочка».
Большинство фильмов, которые выбирают компании, это победители международных кинофестивалей (Каннского, Берлинского, Венецианского, «Сандэнс») и не обязательно победившие фильмы-кинособытия. Это должны быть фестивальные хиты с сильными художественной и мыслительной составляющими. Компании делают ставку как на уже известных режиссёров и актёров, так и на новые, перспективные имена. Кинопрокатчик обязательно должен обладать особым киночутьём и профессионализмом при выборе фильмов, провести предварительный мониторинг степени ожидаемости фильма зрителями и прикинуть, выдержит ли фильм ограниченный прокат. Во многом, именно победа фильма в какой-либо номинации, гарантия того, что он будет увиден и после фестиваля, а это ещё раз подтверждает важность наличия статуэтки у фильма. Для такого вида предприятий как кинопрокат, реклама – один из принципиально важных направлений работы. Помимо покупки фильма, необходимо грамотно (с прибылью) донести этот фильм до зрителя, и чтобы он пошёл в кинотеатр, нужен качественный и всеобъемлющий промоушен. Важно получить зрителя ещё до показа фильма в кинотеатрах. В этом существенно помогают социальные сети предоставляющие мириады возможностей по раскрутке самого фильма и интереса к нему. Априори, хорошую рекламу фильму даёт именитый режиссёр, актёрский состав, награды и номинации, что тем не менее, не является гарантом большого бокс-офиса. Доказательство тому, вышедшие из кинофестивалей и номинированные на премию Оскар «Сын Саула», «Бруклин» и «Коммивояжёр» – в плане доходности провалились. И это отчасти показатель того, что даже постоянный зритель такого вида кино, до кинотеатра может и не дойти. Многие прокатные компании применяют весьма изобретательные виды промоушена. Так, Arthouse совместно с одной из сети кофеен учредили акцию, приуроченную к выходу документального фильма «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» – можно было заказать фирменный черный кофе Дэвида Линча бренда David Lynch Signature Cup Organic Coffee. Бренд существует с 2006 года, но в России представлен впервые, а именно в Москве и Санкт-Петербурге – главных городах-площадках артхаусного кино. А «A-One Films» перманентно даёт возможность своим подписчикам выиграть различные кинотрофеи, от спичек Ohio Blue Tip из «Патерсона», до автографа Тильды Суинтон.
В плане прибыли, кинопрокатная деятельность, это настоящий «roller coaster» (англ. америкаские горки). Cложно предугадать, на какой фильм зритель будет ходить дважды за неделю, а какой проигнорирует. И кто вообще пойдёт? Наблюдение и опыт показывают, что основная публика, это синефилы-интеллектуалы абсолютно разных возрастов и занятий, воспринимающие кино ни как аттракцион, а скорее как музей-библиотеку на базе философского кружка, каждый член которого в состоянии отличить Фассбендера от Фасбиндера. К примеру сборы от проката фильма «Друзья», оставшегося без Золотой пальмовой ветви, составили 4 миллиона рублей, а «Дипан» – получивший главный приз фестиваля – 350 тысяч рублей. Также к покупке фильма, нужно добавить расходы на рекламу, поделиться прибылью с кинотеатрами (чаще это половина от всех заработанных средств) и с компанией которая продала права на фильм – а это ещё 50%, от оставшейся половины. В прошлом году, на помощь пришёл европейский кинофонд Eurimages, миссия которого заключается в продвижении независимого кинематографа. Несколько наших кинопрокатчиков прошли отбор и теперь смогут получить финансовую поддержку. За счет полученных средств кинопрокатчики смогут компенсировать до 50% затрат на рекламу и маркетинг выпущенных европейских фильмов, но не более 10 тысяч евро за один фильм. Также предусмотрен дополнительный бонус в размере одной тысячи евро, если компания выпустила в прокат картину, созданную при финансовой поддержке Eurimages. Это существенная поддержка для кинопрокатчиков, которые в нынешних непростых условиях продолжают работать с европейским кино. Независимая кинопрокатная деятельность в нашей стране всегда была делом непростым, держащимся во многом на энтузиазме кинопрокатчиков с одной стороны и необходимости зрителей в таком кино с другой, за последние несколько лет только продолжает набирать обороты, и недавний просмотр «Манифесто» в 10:50 в заполненном на отказ зале тому доказательство.
Лидия Суслова
|
Рекомендуем |