Партнеры Живи добром

Российские прокатчики как спонсоры хорошего вкуса зрителя


Пару лет назад глава кинопрокатной компании «Кино без границ» Сэм Клебанов заявил: «Я больше не могу быть спонсором хорошего вкуса ограниченной группы зрителей». Случилось это в 2014 году, когда состояние рынка независимых фильмов в России пребывало в состоянии кризиса и упадка. Позаимствовав для заголовка статьи некогда сказанное человеком, который первым в России начал пропагандировать фильмы для немассового зрителя, взглянем на современное состояние этой ниши кинорынка.

Российский кинопрокат представлен так называемыми мэйджорами — крупными кинопрокатчиками (компании «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг», «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро», «Централ Партнершип» и «Юниверсал Пикчерс Интернэшнл») и независимыми дистрибьюторами — компаниями, не являющимися официальными представителями одной из крупнейших голливудских студий и прокатывающие отечественные или независимые зарубежные проекты. Пять лет назад, таких компаний было около 12, на текущий момент – порядка двадцати независимых дистрибьюторов. Тенденция на увеличение количества последних, указывает, как минимум, на жизнеспособность этого сегмента и интерес зрителей к артхаусному кино. Мейджоры, не стеснённые в финансах, обеспечивают показ всего выходящего мейнстрима, в то время как у независимых прокатчиков такие возможности ограничены, а это означает, что чем больше таких компаний – тем больше фестивальных, авторских, артхаусных фильмов нам посчастливиться посмотреть на большом экране.

Предлагаем вашему вниманию несколько наиболее известных в узких кругах российских кинопрокатных компаний. «A-One Films » была образована в 2008 году в Санкт-Петербурге. Команда из 8 человек занимается дистрибуцией европейских, американских и латиноамериканских фильмов с коммерческим потенциалом для России и СНГ. Благодаря «A-One Films » мы увидели «Молодость», «Мой король», «Это всего лишь конец света», «Великая красота», «Патерсон», «8 свиданий». Компания не заинтересована в отечественном кино, – и это одна из принципиальных позиций «A-One Films». По итогам кинопрокатного года компания заняла семнадцатое место в негласном соревновании дистрибьюторов. На восемнадцатом месте в этом же списке, – «Arthouse» — это молодая дистрибьюторская компания (2015 г.), специализирующаяся на прокате лучших образцов независимого авторского кино. У компании есть офисы в Москве и Нью Йорке. Присутствие американской стороны обусловлено наличием доли в компании Американского медийного холдинга Lorem Ipsum Corp.  «Arthouse» делает ставку на выпуск арт-мейнстрима с сильным актёрским составом от виднейших режиссёров, отойдя от сложного фестивального кино. И мы благодарим «Arthouse» за «Дипан», «Свет в океане», «Кэрол» и «Зоологию» Ивана. И. Твердовского. Кинокомпания «ПРОвзгляд»  с 2012 г., привозит для нас авторское и жанровое кино, сотрудничая с ведущими мировыми производственными и дистрибьюционными компаниями: Gaumont, Pathe, Memento Films, Le Pacte, Films Distribution. Компания представляет и российские фильмы: «Петербург. Только по любви», «Рыба-мечта», «ИЛЬФИПЕТРОВ» наряду с «Коммивояжёр», «Поезд в Пусан», «Громче, чем бомбы»,  «Мамочка».

Логотип компании Arthouse

Большинство фильмов, которые выбирают компании, это победители международных кинофестивалей (Каннского, Берлинского, Венецианского, «Сандэнс») и не обязательно победившие фильмы-кинособытия. Это должны быть фестивальные хиты с сильными художественной и мыслительной составляющими. Компании делают ставку как на уже известных режиссёров и актёров, так и на новые, перспективные имена. Кинопрокатчик обязательно должен обладать особым киночутьём и профессионализмом при выборе фильмов, провести предварительный мониторинг степени ожидаемости фильма зрителями и прикинуть, выдержит ли фильм ограниченный прокат. Во многом, именно победа фильма в какой-либо номинации, гарантия того, что он будет увиден и после фестиваля, а это ещё раз подтверждает важность наличия статуэтки у фильма.

Для такого вида предприятий как кинопрокат, реклама – один из принципиально важных направлений работы. Помимо покупки фильма, необходимо грамотно (с прибылью) донести этот фильм до зрителя, и чтобы он пошёл в кинотеатр, нужен качественный и всеобъемлющий промоушен. Важно получить зрителя ещё до показа фильма в кинотеатрах. В этом существенно помогают социальные сети предоставляющие мириады возможностей по раскрутке самого фильма и интереса к нему. Априори, хорошую рекламу фильму даёт именитый режиссёр, актёрский состав, награды и номинации, что тем не менее, не является гарантом большого бокс-офиса. Доказательство тому, вышедшие из кинофестивалей и номинированные на премию Оскар «Сын Саула», «Бруклин» и «Коммивояжёр» – в плане доходности провалились. И это отчасти показатель того, что даже постоянный зритель такого вида кино, до кинотеатра может и не дойти. Многие прокатные компании применяют весьма изобретательные виды промоушена. Так, Arthouse  совместно с одной из сети кофеен учредили акцию, приуроченную к выходу документального фильма «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» – можно было заказать фирменный черный кофе Дэвида Линча бренда David Lynch Signature Cup Organic Coffee. Бренд существует с 2006 года, но в России представлен впервые, а именно в Москве и Санкт-Петербурге – главных городах-площадках артхаусного кино. А «A-One Films» перманентно даёт возможность своим подписчикам выиграть различные кинотрофеи, от спичек Ohio Blue Tip из «Патерсона», до автографа Тильды Суинтон.


David Lynch Signature Cup Organic Coffee.


В плане прибыли, кинопрокатная деятельность, это настоящий «roller coaster» (англ. америкаские горки). Cложно предугадать, на какой фильм зритель будет ходить дважды за неделю, а какой проигнорирует. И кто вообще пойдёт? Наблюдение и опыт показывают, что основная публика, это синефилы-интеллектуалы абсолютно разных возрастов и занятий, воспринимающие кино ни как аттракцион, а скорее как музей-библиотеку на базе философского кружка, каждый член которого в состоянии отличить Фассбендера от Фасбиндера. К примеру сборы от проката фильма «Друзья», оставшегося без Золотой пальмовой ветви, составили 4 миллиона рублей, а «Дипан» – получивший главный приз фестиваля – 350 тысяч рублей. Также к покупке фильма, нужно добавить расходы на рекламу, поделиться прибылью  с кинотеатрами (чаще это половина от всех заработанных средств) и с компанией которая продала права на фильм – а это ещё 50%, от оставшейся половины. В прошлом году, на помощь пришёл европейский кинофонд Eurimages, миссия которого заключается в продвижении независимого кинематографа. Несколько наших кинопрокатчиков прошли отбор и теперь смогут получить финансовую поддержку. За счет полученных средств кинопрокатчики смогут компенсировать до 50% затрат на рекламу и маркетинг выпущенных европейских фильмов, но не более 10 тысяч евро за один фильм. Также предусмотрен дополнительный бонус в размере одной тысячи евро, если компания выпустила в прокат картину, созданную при финансовой поддержке Eurimages. Это существенная поддержка  для кинопрокатчиков, которые в нынешних непростых условиях продолжают работать с европейским кино. 

Независимая кинопрокатная деятельность в нашей стране всегда была делом непростым, держащимся во многом на энтузиазме кинопрокатчиков с одной стороны и необходимости зрителей в таком кино с другой, за последние несколько лет только продолжает набирать обороты, и недавний просмотр «Манифесто» в 10:50 в заполненном на отказ зале тому доказательство.


Лидия Суслова


 

Рекомендуем

Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)
Одиночество глазами клоуна
Viva, Римма!
Кино. Премьера. "В центре внимания"
Геометрия Казимира Малевича
Мастер детективной интриги. Джеймс Чейз
Спектакль «Улыбнись нам, Господи» в Лондоне
Павел Чухрай: «Режиссер – это призвание!»
Выставка Светланы Мазулевской «Формула любви»
Анна Шатилова. Голос СССР