Рёв и Скорость («Ford против Ferrari» реж. Джеймс Мэнголд)
Скорость начинается со звука. Рёв моторов раздаётся ещё за кадром, пока на экране темно. «На семи тысячах оборотов наступает момент, когда тело гонщика исчезает и становится единым целым с машиной» – говорит голос, и в этот момент ты веришь только ему. Машины идут вровень, одна обгоняет другую, они проходят поворот, одну из них заносит, слышен скрежет покрышек об асфальт, похоже, пилот не справляется с управлением, есть опасность аварии… Можно было бы и дальше пытаться вести рецензию в репортажной манере, да вот только не выйдет. Потому что никакими словами не получится пересказать то, что видишь. А «Ford против Ferrari» – это зрелище. И только потом уже спортивная биографическая драма, кино про гонки или очередная история об упорстве в достижении американской мечты. Называйте, как хотите. Суть не изменится.
Но довольно лирики. Режиссёр самого жёсткого и брутального фильма о Росомахе («Логан», 2016) Джеймс Мэнголд ещё вестерном «Поезд на Юму» доказал, что может делать действительно первоклассное кино и удерживать градус экшена и драйва от первого до последнего кадра. А обладая большим бюджетом, так просто способен выжать из любого студийного фильма максимум. В новом фильме это удаётся ему сполна, а температура плавления зрительских нервов снова достигает своего предела. И ни один из эпитетов типа «захватывающий дух» или «сногсшибательный» опять же не передаст ничего. За незабываемые ощущения при просмотре, конечно, стоит благодарить не только Мэнголда, а ещё и ту команду настоящих профессионалов своего дела, с которыми он создавал свой фильм. Тем более что со многими из них он работает уже давно. Образцово хороши и грамотный сценарий, который ни на минуту не даёт зрителю заскучать, в идеальных пропорциях чередуя динамичные сцены со спокойными эпизодами, и работа художников, постаравшихся на славу для воссоздания атмосферы американских 1960-х. Нельзя забыть и тех, кто работал над звуком и создавал гоночный звуковой ряд – потому что он впечатляет. Но главным образом залог успеха картины – в манере съёмки и монтаже. Постоянный оператор Мэнголда Фидон Папамайкл в гоночных сценах фильма демонстрирует высший пилотаж управления камерой, а монтажёры Майкл МакКаскер, Дирк Уэстервелт и Эндрю Бакленд точно рассчитанной сменой кадров, планов и ракурсов добиваются эффекта полного эмоционального включения зрителя в фильм. Кстати, в сценах гонок часто вспоминаются пиксаровские «Тачки». Добавьте к этому отменный саундтрек, составленный из классных песен 60-х, и вы получите эталонное зрительское кино. Кажется, сложно будет найти такого человека, которому оно не понравится.
При этом не совсем верным будет сказать, что «Ford против Ferrari» – это «кино для мальчиков». То есть да, наверное, среди «девочек» найдется меньше поклонниц автомобилей и автоспорта. Но для того, чтобы этот фильм в зале кинотеатра взял вас за жабры, неважно кто вы и насколько вообще увлечены темой гонок – настолько чертовски хорошо он сделан. В качестве уступки и своеобразного компромисса условно женской аудитории здесь есть мелодраматическая линия и второстепенные персонажи вроде милого сынишки и идеальной, понимающей и любящей жены. Но они настолько условны и схематичны, что погоды не делают. Главное здесь – это сами гонки и всё, что им предшествует, и никто этого не скрывает. Это мир азартных мужчин, помешанных на своём любимом деле – достижении скорости любой ценой. При этом цена, конечно, может быть разной. С одной стороны у нас есть колоритный и харизматичный Энцо Феррари (Ремо Джироне) – итальянец и патриот, человек с чувством собственного достоинства, думающий не только о скорости, но и о красоте. С другой – Генри Форд II (Трейси Леттс), тоже патриот, но уже американец, магнат и бизнесмен, продолжатель отцовского дела, мыслящий совсем в других, чисто прагматичных категориях. Посоветовавшись со своими менеджерами, он решает принять участие в автогонках. Потому что нынешняя молодёжь хочет не просто унылый папин автомобиль, а крутую тачку под маркой победителя гонок. На кону – имидж и прибыль всей компании.
Но есть одна проблема: за последние лет пять в гонках в принципе не побеждал никто, кроме Ferrari. А самая престижная гонка – это «24 часа Ле-Мана». Из всех американцев её выигрывал только Кэрролл Шелби, но он ушёл из большого спорта после диагноза врачей и сейчас работает конструктором. Так что из всех людей в Соединенных Штатах одолеть Ferrari может только один человек – друг Шелби, британец Кен Майлз. За три месяца им нужно объединиться и сконструировать для Ford гоночный суперкар. А затем выиграть гонку. Этих двоих соответственно и играют две главных звезды фильма, Мэтт Дэймон и Кристиан Бэйл. Нетрудно догадаться, что на самом деле именно они – главные герои этой истории, и фильм вовсе не о противостоянии двух автомобильных концернов, а об отношениях двух очень разных по темпераменту и непохожих друг на друга людей. Бэйл для роли Кена Майлза как всегда совершил актёрский подвиг и после роли грузного политика в картине «Власть» сбросил 30 килограмм, чтобы помещаться в гоночный болид. Но, как шутят американские критики, всё равно в этом фильме он впервые играет сам себя и разговаривает своим собственным голосом, почти без акцента. Мэтту Дэймону не пришлось идти на радикальные трансформации, но это нисколько не принижает качества его работы над образом. Он тоже на своём месте.
Короче, хороши оба, и хватит унылого занудства. Когда герой Бэйла на экране кинозала вдавливает педаль в пол, зрителя сперва вжимает в кресло, а потом притягивает ближе к экрану, на край сиденья. Последний раз чувство чистого адреналина такой пробы можно было испытать разве что на последнем «Безумном Максе». Тут всё сделано не настолько круто (с Джорджем Миллером как с Ferrari тягаться почти нереально), но тоже офигенно стильно, остроумно, легко и просто здорово. Как говорится, с прищелкиваньем пальцев. Пожалуй, единственное, что может как-то испортить восторженное впечатление – это чересчур слащавая и затянутая концовка. Но всё равно она не в состоянии перечеркнуть те два часа, что были до этого. Говоря языком фильма, это не серьёзные неполадки с двигателем, а скорее так, ложка дёгтя в отличном бензиновом кинотопливе. И не удивляйтесь поэзии: словосочетание «дроссельная заслонка», также как и другие специальные технические термины, произнесенные с правильной интонацией, звучат с экрана чертовски хорошо и несут в себе особую красоту.
А ещё «Ford против Ferrari» можно назвать фильмом о том, чем американцы отличаются от европейцев. На этот счёт тут есть сразу несколько очень показательных сцен. И очень по-американски фильм учит сразу нескольким прописным истинам (к счастью, ненавязчиво). Например, что, даже выиграв битву, можно не победить в войне. Ведь синонимом гоночного автомобиля (вспомните «Формулу 1») до сих пор остаётся Ferrari, а не Ford. Или что просто пересечь первым финишную черту может быть недостаточно, и иногда ради достижения цели приходится идти на компромиссы с совестью и самим собой. И да, это реальная история. Сконструированный Шелби и Майлзом Ford GT40, в конце 60-х годов четыре года подряд будет побеждать в гонке «24 часа Ле-Мана», пока ему на смену не придёт Porshe.
«Ford против Ferrari» – в кино с 14 ноября.
Иван Цуркан
|
Рекомендуем |