Станислав Ростоцкий. Энциклопедист советского кино
Хорошая это книга – эн-цик-ло-педия. Надо газеткой обернуть… (с)
На фильмах Станислава Ростоцкого выросло не одно поколение. Удивительно, но даже современная молодежь, предпочитающая современные сериалы даже классике Голливуда, знает и с удовольствием смотрит «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Белый Бим Черное ухо», картины, сделавшие имя режиссера бессмертным. А ведь есть еще и такие потрясающие советские фильмы, снятые режиссером, как «Эскадрон гусар летучих», «На семи ветрах», «Майские звезды», «Дело было в Пенькове». Снимал Ростоцкий много, его фильмы выходили в прокат каждые 2-4 года, начиная с 1955 года (его дипломная работа «Пути-дороги» на экраны так и не вышла). При этом режиссер успевал работать в качестве сценариста и не только к собственным фильмам, попробовал себя в роли второго режиссера, актера и художественного руководителя.
Родился Станислав Ростоцкий 21 апреля 1922 года в городе Рыбинске в семье врача и домохозяйки. Свое детство будущий режиссер провел в деревне, где его жизнь мало чем отличалась от жизни миллионов его сверстников – скромные бытовые условия, хлебные карточки, перешитые из отцовских брюк штаны и отсутствие перспектив. Тем не менее, режиссер всю жизнь с большой любовью вспоминал крестьянский труд, которого он никогда не чурался; людей, окружавших его в детстве; потрясающую природу российской глубинки.
Тяга к кино возникла в раннем детстве, когда пятилетний Стасик впервые увидел картину С.Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». А в 1936 году, по счастливому стечению обстоятельств, 14-летним мальчишкой он встретился с кумиром, попав к нему на кинопробы, а потом и на съемки фильма «Бежин луг». В 16 лет, осознав свою любовь к кинематографу, Станислав пошел навстречу мечте: он вновь пришел к Эйзенштейну и изложил свой план, который заключался в том, что он «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если великий мастер за это будет его учить». Эйзенштен рассмеялся и взамен гор посуды и гуталина предложил для начала изучить 20 томов «Ругон-Маккаров» Золя, импрессионистов, музыку Равеля, Дебюсси, «Человеческую комедию» Бальзака, японскую каллиграфию… На протяжении всей своей жизни Ростоцкий дружил со своим учителем и коллегой, отказываясь верить в его уход из жизни, посвящая ему одну свою картину за другой…
Несмотря на тяжелую болезнь позвоночника, в 1943 году Ростоцкий «сбежал» на фронт, где в 1944 году под городом Дубно, что на Западной Украине, получил тяжелое ранение, всю жизнь прожил с протезом в ноге, но при этом катался верхом, ездил на мотоцикле, рыбачил на льду, ходил в походы… Для него не было ничего невозможного: ни подняться на ноги, как потом окажется, с раздробленной костью, потому что было «обидно и страшно, что бросят», ни снимать по идеологически запрещенным рукописям, ни пробивать дорогу на экраны для фильма «Дело было в Пенькове», в котором он родился как режиссер. История любовного треугольника в колхозе была признана вредной и аморальной: как же советская девушка может любить женатого? Фильм получился смелый, чистый, как глоток свежего весеннего воздуха. Зрителям предстояла непростая задача: понять героев. Ведь ни первый парень на деревне красавец Матвей, ни его жена, дочь председателя, ни городская девушка Тоня, нарушившая уклад деревенской жизни, не были строго положительными и отрицательными, чтобы на их примере зрители могли учиться морали, осудить или принять модель поведения. Эти герои, добрые, честные, молодые, горячие, были обычными людьми из жизни, которая такая длинная и сложная и где место найдется всему: и «запретной», но искренней любви, и нарушению норм, и злу ради собственных целей. В фильме впервые прозвучала песня Людмилы Зыкиной «Огней так много золотых», которую впоследствии пел весь народ. Именно в этой картине зажглась звезда Вячеслава Тихонова, исполнившего главную роль.
«Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962) – это вклад молодого Ростоцкого в осмысление военной темы, которую режиссер раскроет в своем легендарном фильме-номинанте на «Оскар» «А зори здесь тихие…». И тему не просто военную, он покажет состояние души людей, которые не умеют маршировать, но любят жизнь и Родину всем сердцем. Фильм по одноименной повести Бориса Васильева вышел на экраны в 1972 году. Кстати сам писатель приезжал на съемки всего один раз и остался очень недоволен. Перед Ростоцким же стояла цель сделать не пафосный фильм о войне, а показать нелепость и ужас, когда убивают «не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род». Именно поэтому режиссер уделял столько внимания бытовым сценам, таким как банный эпизод или эпизод, где девушки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. В итоге многие подобные сцены пришлось урезать, а то и вовсе убрать: «на верху» не поддержали. Еще один интересный прием использовал режиссер в своей картине: довоенное и послевоенное время снято в цвете, а война, злая и бессмысленная, в черно-белом. В своей автобиографии Ростоцкий напишет, что этот фильм он посвятил медсестре, которая во время войны вынесла его в поля боя и спасла от смерти. Лично мое мнение, что это фильм должен посмотреть буквально каждый, чтобы понять и оценить подвиг наших предков, благодаря которому сегодня живы мы. Эта лента не оставила равнодушным даже иностранного зрителя, она стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а Голливудской академией киноискусства признана одной из пяти лучших в мире картин года. В общей сложности только за год проката две серии фильма посмотрели более 135 миллионов человек.
Самая удачная работа, по мнению самого режиссера, – это его фильм «Доживем до понедельника», который был снят в рекордно короткие сроки (всего за 3,5 месяца) и вышел на экраны чудом (письмо о запрете на съемки просто не успело прийти). В центре фильма – школа, но не как лишь учебное заведение, а целый отдельный мир со своими пороками, проблемами, правилами и вызовами. Премьера состоялась в Доме кино на Всесоюзном съезде учителей. Перед показом на сцену с режиссером вышли Вячеслав Тихонов, исполнивший главную роль, и Нина Меньшикова с Ириной Печерниковой. Власти рассчитывали на неприятие картины, а когда зажегся свет, учителя встали и скандировали: «Мо-лод-цы!». Ростоцкий понял: он попал в цель, «счастье – это когда тебя понимают». Филь принят учителями. Среди молодежи того времени он стал революционным, показав протест против системы и всеобщей стандартизации жизни. Финал у картины открытый: это лишь иллюзия, что на все вопросы получены ответы. На самом деле вопросов стало только больше. Фильм нисколько не устарел, сегодня, как мне кажется, он стал еще актуальнее и более востребованным.
В 1977 году на экраны выходит работа режиссера по произведению Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», фильм с самой нелегкой судьбой. Ростоцкому не давали его снимать целых три года. Сложно было и подобрать героя на главную роль – собаку. В повести порода Бима – шотландский сеттер неправильного окраса, а в фильме его играет английский сеттер. Чтобы сдружиться со своим партнером по роли, Вячеслав Тихонов гулял с псом каждое утро и вечер. В итоге собака так привязалась к актеру, что не хотела возвращаться к хозяевам. Это трогательная лирическая кинолента о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, стала настоящей лакмусовой бумажкой общества, выявив низость и мелочную подлость в одних и благородство и способность сострадать - в других. Рассказ о жизни Бима – это своего рода зашифрованное сообщение о битве индивидуальности с враждебными и ложными обстоятельствами. Фильм был удостоен Ленинской премии, Гран-при фестиваля в Карловых Варах и номинации на «Оскар». Кстати повесть «Белый Бим Черное ухо» до сих пор входит в обязательную программу по литературе в американских колледжах. Лично я очень долго не могла досмотреть фильм до конца, даже книга далась мне легче. И хоть смотреть тяжело, но надо, потому что эта картина – спасение от черствости души. «А жизнь идет, идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Сейчас зима, но я знаю, обязательно будет и весна, будут и подснежники. Я знаю, я верую…».
Самый неизвестный фильм творчества Станислава Ростоцкого – «И на камнях растут деревья». Сюжет повествует о славянском юноше Кукше, попавшем в плен к викингам, а за мужество и отвагу получившим имя Эйнар Счастливый. Это единственный приключенческий фильм-легенда, снятый по первой части повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Картина была снята Киностудией им.Горького (где всю жизнь проработал режиссер) совместно с норвежской кинокомпанией «Norsk Film A/S». Фильм снят в основном на территории Норвегии на норвежском языке и с норвежскими актерами. Очень необычная работа Ростоцкого! Но даже в приключенческом фильме режиссер с большим мастерством прорабатывает драматическую составляющую: история любви славянского юноши Кукши к прекрасной норвежской девушке Сигню вряд ли оставит кого-то равнодушным.
В своей последней режиссерской работе, фильме «Из жизни Федора Кузькина», Ростоцкий вновь возвращается к деревенским истокам. Фильм о простом русском мужике, который пережил ужас 30-х и голод 40-х, но не потерявшим надежду на лучшую жизнь, которая, несмотря на его оптимизм, вновь возвращает его к крестьянским мытарствам и лишениям. Идея картины в том, как сложно простому человеку идти вперед своим путем, когда вокруг столько зависти, лжи и непонимания. Люди так и норовят вставить тебе палки в колеса лишь только потому, что ты решился, а они побоялись. Эта трогательная и добрая история смотрится на одном дыхании. Кстати, это один из самых «музыкальных» фильмов режиссера: мелодии и песни очень гармонично вписались в ленту, дополнив образ героя, простого крестьянина с философским отношением к жизни. Казалось бы, мужик без образования, неграмотный, а глубокие вещи замечает: «Ведь для чего человек живет? Чтобы красотой любоваться, добро в себе найти и другому добро сделать, на радость чтобы…».
Анализируя все творчество С.И.Ростоцкого, можно без преувеличения сказать, что в центре всех картин у режиссера находится простой человек, не идеальный, не идейный, но верящий в жизнь и в «правду сердца». Таким был и сам Станислав Иосифович, великий режиссер и создатель энциклопедии души русского человека вне времени и вне обстоятельств.
Аникеева Ирина |
Рекомендуем |