Партнеры Живи добром

Татьяна Лиознова - «Железная леди» отечественного кино


Вопросы о гендерном соотношении в профессиональной среде не теряют свою актуальность. Кто лучшие повара: мужчины или женщины? Кто сильнее в преподавании? А в киноиндустрии этот вопрос стоит особенно остро. Первое, что приходит в голову при слове «режиссер» - взрослый мужчина, властно восседающий в кресле и раздающий поручения всей команде, однако, и прекрасные дамы могут создавать по-настоящему серьезные фильмы, а в лидерских качествах ничуть не уступают сильному полу. Яркий пример тому – Татьяна Лиознова, умело укротившая механическое око камеры.

Татьяна Лиознова

Татьяна Михайловна родилась 20 июля 1924 года в Москве. Изначально, мыслей о работе в сфере кино не было, после школы Лиознова поступает в Московский авиационный институт, но проучившись всего один семестр, она понимает, что это не ее. Новый выбор пал на ВГИК, девушку принимают на режиссерский факультет (мастерская С. А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой), который она заканчивает в 1949 году.

Первым самостоятельным фильмом новоиспеченного режиссера стала картина «Память сердца», снятая в 1958 году. Здесь уже обозначилась одна из центральных тем всего творчества – тема подвига, мужества и преданности Родине. Татьяна Михайловна была истинным патриотом своей страны и восхищалась ею: «Только подумайте, сколько мы пережили, сколько мы смогли сделать, как далеко мы шагнули – вся наша советская страна!» - говорила она в одном из интервью. Героическую линию продолжила картина «Им покоряется небо», вышедшая на экраны в 1963 году.

Татьяна Лиознова

Наравне с возвышенными вопросами Лиознова прекрасно изображает лирические мотивы. «Три тополя на Плющихе» - трогательная картина, выдержанная в эстетике кинематографа шестидесятых. В центре сюжета история из обыденной жизни, но изображена она красиво и легко. Деревенская девушка приезжает в столицу на пара дней, однако, после знакомства с таксистом в ней что-то меняется, становится по-другому. В сюжете нет титанических свершений и захватывающих событий, зато есть поэтичная атмосфера. Чего только стоят виды спящей Москвы в музыкальном оформлении Александры Пахмутовой.

И все же венцом творчества Татьяны Михайловны стала серьезная картина. В 1973 году на экраны выходит двенадцатисерийный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны», ставший одним из достояний отечественного телевизионного кино. Популярность картины была огромная, поговаривали, что Мосэнерго во время телетрансляций приходилось включать дополнительные мощности, так как потребление электричества возрастало в несколько раз. Это настоящая киноэпопея с запутанным сюжетом, интересными поворотами и плеядой звезд передового масштаба. 

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов "Семнадцать мгновений весны"

Психологические игры со зрителем не отпускали его от экрана от начала и до конца. Это тот редкий случай, когда киногерои плотно укореняются в народном фольклоре, настолько они колоритны и любимы. Хоть тема войны и разведки не особо женская, но Лиозновой удивительно удалось раскрыть все их тонкости и особенности. Порой, даже не верится, что за камерой во время съемок находилась хрупкая девушка. А между делом, у Татьяны Михайловны не забалуешь. Благодаря выдающимся лидерским качествам и умелой организации съемок, за одну смену удавалось выполнить полторы-две нормы. На площадке иногда звучало: «Лионознова – эксплуататорша!», но что не сделаешь ради искусства. Руководитель должен порой быть жестким, иначе не будет стимула к работе. А Татьяна Михайловна не терпела халтуры и серьезно относилась к своей профессии: «Ведь мы, художники – «властители дум», мы внушаем чувства, какое-то нравственное, благородное отношение к течению жизни. Это должны нести герои, так я это понимаю», - делилась она с журналистами.

Вот так слабый пол создает сильные произведения искусства.

Анна Дякина


 

Рекомендуем

Неутомимый социалист Джордж Бернард Шоу
«Мода – это я сам». Интервью с Гогой Никабадзе
Олег Павлович Табаков. Актер на века
«Красная Шапочка» по-французски
Фольклор с большой драматургией
Художник широкого профиля Эль Лисицкий
Вынужденный помощник ("Али, рули" реж. Майк Даус)
Медный всадник — страж Санкт-Петербурга
67-й Берлинский кинофестиваль
FollowTheFabrika. Шестой этап