Украсть за 105 минут («Гениальное ограбление», реж. Жауме Балагеро)В 1645 году в 25 милях от берегов Испании (правда в точности!) терпит крушение парусник, перевозивший сокровища. 364 года спустя группе чёрных дайверов во главе с харизматичным морским волком Уолтером Морландом (волевой и почти невозмутимый Лиам Каннингем, который точь-в-точь как сир Давос из «Игры престолов», только в наши дни), с риском для жизни удаётся извлечь таинственный клад со дна морей. Но ещё рано бить тревогу: как следует из названия, это кино не совсем про дайвинг, несмотря на то, что его открывающие титры и растворяются в толще воды, а скорее уж «На гребне волны». Ведь обладать выловленными сокровищами Морланду и его команде приходится недолго: взявшийся из ниоткуда морской патруль забирает всё себе, а после короткого суда улов плотно оседает за семью замками неприступнейшего Банка Испании в самом центре Мадрида. Кстати, если что, глава службы безопасности Густаво Медина (фактурный Хосе Коронадо) — настоящий зверь, а напротив — здание Генштаба испанской армии. Но, естественно, сдаваться Уолтер Морланд не намерен, и у него уже есть абсолютно невыполнимый, а значит единственно возможный план.
Что обычно делают киногерои, от Дэнни Оушена до Рика Санчеса, когда решают провернуть очередное ограбление века? Правильно, собирают команду. И пусть в наши дни банки наверняка уже давно эффективнее грабят при помощи клавиатуры и мышки, а то и вовсе с планшета, в кино старое доброе проникновение со взломом никто так и не отменил. Тем более, что вылитому пирату Морланду, от которого так и веет старомодной морской романтикой, нужно не золото, а кое-что более ценное, конкретное и аналоговое. Так что и команда в «Гениальном ограблении» кажется чем-то вроде компромисса между старым и новым: искусствовед, программист, студент, мастер на все руки плюс бывший спецназовец (может, и правда рабочая схема?). К слову, двадцатидвухлетнего студента Тома, юного и принципиального гения из Кембриджа, которого с руками готовы оторвать разные крупные корпорации, играет уже 29-летний Фредди Хаймор («Чарли и шоколадная фабрика», «Август Раш»). Но он всё также обаятелен и мил, поэтому за возраст с него и не спросишь. Да и вообще, бессмысленно тратить время на то, чтобы пытаться подловить создателей на каком-нибудь очередном неправдоподобии. Возможностей будет предостаточно, но какой спрос с фильмов-аттракционов, тем более качественных? А каталонец Жауме Балагеро — крепкий мастер хорроров («Тьма», 2002; «Хрупкость», 2005; «Репортаж», 2007) и психотриллеров («Крепкий сон», 2011), поэтому и кино об ограблении снимает динамично, с необходимой ремесленной долей саспенса и драйва, а местами даже с изящным прищёлкиваньем пальцев. Конечно, жанровый механизм «Гениального ограбления» ни разу не нов, а исключительно заимствован ещё у десятка подобных фильмов, зато как следует смазан. И если кое-где и поскрипывает, то в любом случае не очень заметно. Впрочем, создатели и сами всё это отлично понимают, заставляя персонажа Лиама Каннингема прямым текстом спрашивать: «Я похож на Дэнни Оушена»? И если у знаменитой грабительской трилогии Содерберга (жанрового эталона) фильм Балагеро наследует общее сюжетное устройство и авантюрную атмосферу, то в одной существенной детали он оказывается прямым наследником некогда популярной в СССР криминальной комедии Дино Ризи «Операция «Святой Януарий» (1966). Герои Ризи грабили неаполитанскую сокровищницу во время конкурса национальной песни, а команда Морланда — барабанная дробь! — в качестве главного отвлекающего фактора решает использовать трансляцию финала Чемпионата мира по футболу на площади перед банком. Поэтому последняя треть фильма проходит почти в режиме реального времени, и в условные экранные 105 минут с начала матча легко умещаются и сюжетные твисты, и подставы, и даже заморозка не будем говорить чего жидким азотом. Ну а сейф банка, естественно, оказывается старинным чудом инженерной мысли с секретом, разгадать который сможет только студент Кембриджа. Словом, всё, как доктор прописал. В конце концов, в международном прокате фильм известен под двумя оригинальными названиями: The Vault («Хранилище») и Way Down («Путь вниз»). Ничего лишнего: кратко, чётко, технично. Но, к счастью, за лаконизмом своего киноограбления Балагеро до самого конца не упускает из виду романтику. Поэтому и дверь в хранилище банка оказывается всего лишь ещё одним штурвалом, а крёстным ангелом-хранителем Уолтера Морланда — не кто иной, как верноподданный Британской короны сэр Фрэнсис Дрейк.
«Гениальное ограбление» — смотрите в онлайн-кинотеатрах. Иван Цуркан |
Рекомендуем |