Знакомьтесь: Джо Гарднер, обыкновенный школьный учитель музыки средних лет и, по большому счёту, неудачник. Но сегодня у Джо большой день, о котором он мечтал всю свою жизнь, ведь наконец-то сбылась его главная мечта: Джо взяли пианистом в квартет, и вечером ему предстоит впервые выступить на настоящей сцене! В восторге от случившегося, в счастливом предвкушении новой жизни, он идёт по залитым солнцем улицам Нью-Йорка, делясь радостными новостями по телефону, и ... умирает.
Вся завязка «Души» укладывается примерно в десять минут – и ровно в тот момент, когда главный герой (впервые в истории мейнстримной анимации – темнокожий протагонист!), провалившись в канализационный люк, начинает стремительно падать в геометрическую черноту с разнообразными вибрирующими узорами, а зритель открывает рот в недоумении, на экране остроумно возникает титр «Disney Presents». Но дело тут, конечно, не в Disney, а в Pixar – начиная смотреть любой из их мультфильмов, лучше быть готовым ко всему и ничему не удивляться. Студия, сама установившая планку зрительских ожиданий так высоко, что от каждого их нового проекта мы ждём как минимум шедевр, снова с легкостью её преодолевает и не изменяет себе. Хотя – казалось бы, ну что ещё можно придумать после «Головоломки», где основное действие умещалось в человеческой голове, или «Тайны Коко», где большинство персонажей были жителями загробного мира? Но нет, получите, распишитесь. Как насчёт мультфильма о смысле жизни и странствиях души на том свете?
Поэтому первое, что стоит понимать о «Душе» – это то, что на этот раз Пит Доктер, создатель «Головоломки», «Корпорации монстров» и того самого мультфильма с улетающим на шариках домом, снял фильм для и про взрослых. С довольно непредсказуемым сюжетом, большим количеством насыщенных диалогов и совершенно недетским экзистенциальным конфликтом в центре всего. Ведь главный герой «Души», помимо всего прочего, делает выбор между призванием и стабильностью, а попав на тот свет, вообще задаётся вопросом осмысленности своего земного существования. Смысловое ядро мультфильма – тема наставничества и передачи жизненного опыта другому; жизнь после смерти выглядит как гигантский эскалатор посреди чёрного космоса, уносящий толпы очаровательных сине-зеленых человечков к белой пустоте; анимация варьируется в диапазоне от привычного для Pixar фотореализма (сцены в Нью-Йорке а-ля Вуди Аллен) до двухмерных контурных геометрических абстракций в духе Пикассо и Миро (тот свет).
Так что, скорее всего, даже самым продвинутым детям будет сложно разобраться в общем посыле мультфильма, считать все отсылки и соотнести себя с пианистом, испытывающим кризис среднего возраста. Но опять же – Pixar не были бы главной и лучшей анимационной студией планеты, если бы не думали о детях. Для детей (и для ребенка, сидящего в каждом взрослом) здесь есть 22-я – непокорная, бунтующая и просто-напросто хулиганская душа, которая не хочет отправляться на Землю. Почти за весь юмор и чистое веселье (впрочем, тоже с примесью экзистенциальной горечи) здесь отвечает она. Например, по вине 22-й, главному герою на какое-то время придётся поменяться телами с очаровательным котом. И так уж выходит, что Джо Гарднеру приходится взять над ней шефство! Имейте в виду: Коперник, Эйнштейн и мать Тереза не справились.
Тот свет в «Душе» – это вообще что-то во всех смыслах запредельное. Не привычные Рай или Ад, даже не Чистилище, а некая смесь буддизма, христианства и даже, кажется, древнеегипетских верований. Здесь есть «Великое До», то есть мир до жизни, где формируются человеческие души перед отправкой на Землю (щепотка таланта, интроверт, стеснительный, перемешать, готово) и есть «Великое После» – собственно, тот самый эскалатор к вечному сиянию, где на вселенских счётах ведётся учёт прибывающих душ. «Великое До» – неосязаемый мир, где даже у пиццы нет вкуса и запаха, зато здесь о тебе позаботятся наставники, способные принимать любые обличья; словом, вместилище чистой абстрактной материи, что-то вроде «райского детского сада». Никакая не «Божественная комедия», а скорее «Синяя птица» Метерлинка – по крайней мере, навскидку только там можно припомнить что-то подобное.
Но витая в эмпиреях, не стоит забывать о бренной оболочке. Пока душа Джо Гарднера осваивает новые горизонты познания себя, его тело – спойлер! – находится «в режиме ожидания». И у Джо всё ещё есть шанс вернуться в него. Ведь он музыкант, а с музыкой путешествовать по астралу легче всего (привет всем хиппи). Да, «Душа» – ещё и фильм о стихии музыки, наглядно показывающий что такое джазовая импровизация, и для чего люди вообще поют и осваивают инструменты. В нескольких моментах монтаж музыкальных сцен вообще можно сравнить с «Одержимостью» Шазелла, а это, в общем-то, лучший комплимент. Добавьте к этому отличный саундтрек от композиторов финчеровского «Манка» Трента Резнора и Аттикуса Росса (джаз в земных сценах и вибрирующий техно-бит в неземных) – и пазл сложится.
Одним словом, можно до бесконечности перечислять достоинства «Души» и вспоминать остроумные цитаты и реплики её героев. Ведь Доктер и его команда позволяют себе то подмигнуть Миядзаки, то вообще напрямую процитировать «Быть Джоном Малковичем» Чарли Кауфмана (вот кто запросто мог бы написать сценарий для следующего мультфильма Pixar). Можно просто соглашаться с утверждением, что жизнь на Земле предназначена для того, чтобы раздавить бессмертную человеческую душу и не удивляться, узнав, что на том свете, оказывается, тоже может быть ребрендинг. Можно испытывать чистый взрослый интеллектуальный восторг или по-детски радоваться, когда главный антагонист окажется не таким уж злодейским, получив то, чего хочет (спойлер: всего лишь вселенского порядка). Вариантов множество. Но, конечно, очень хотелось бы жить там, где тебе предоставляют второй шанс, а случайные вещи в кармане способны дать пропуск в иной мир и помочь спасти чью-то заблудшую душу. Главное – не путайте искру жизни со смыслом жизни и своим в ней предназначением. И тогда, кажется, всё и правда будет хорошо.