Партнеры Живи добром

В Россию с любовью («Игры шпионов», реж. Доминик Кук)


"Игры шпионов". Источник: Белые ночи


На дворе 1960-й год, ещё немного – и случится Карибский кризис, а Холодная война станет горячей. Это прекрасно понимают как в США, так и в СССР, ведь выпады неуравновешенного Хрущёва в адрес Америки от раза к разу становятся всё более резкими. Однако внешняя разведка не дремлет – и когда на связь с американским посольством неожиданно выйдет полковник ГРУ Олег Владимирович Пеньковский (невероятно серьёзный Мераб Нинидзе), агент ЦРУ Элисон Донован (элегантная Рэйчел Броснахэн) в сотрудничестве со своим британской коллегой из МИ-6 Дики Фрэнксом (аристократичный Энгус Райт) решат отправить за секретными сведениями регулярного курьера, который не должен привлекать к себе особого внимания.  


Этого следовало ожидать: Бенедикт Камбербэтч наконец-то летит в Москву. Пусть пока и под именем «обычного» бизнесмена Гревилла Винна, пусть оставив в холодном Лондоне образцовую жену-домохозяйку Хелен (Джесси Бакли) с сынишкой – но ведь всё равно приятно. Неважно, что в действительности всё было не совсем так или даже совсем не так, и что реальный Винн не был таким уж простодушным и наивным шпионом-любителем, каким он показан в фильме (достаточно сказать, что сотрудничать с разведкой будущий торговый агент стал еще во время Второй мировой, а затем прошел полноценный курс шпионской подготовки). Зато Камбербэтчу дана редкая возможность проявить свой комедийный талант, изображая не шибко умного и пугливого неудачника-слабака, который верит в собственную значимость несмотря на то, что не способен даже как следует отжаться.



"Игры шпионов". Источник: Белые ночи



«Игры шпионов» (в оригинале просто Courier, то есть «Курьер»), несмотря на пафосный и грозный открывающий титр, в первой своей трети вообще смотрятся как какая-то ироничная шпионская комедия со стильным антуражем времён Холодной войны. Во второй половине жанровая тональность фильма постепенно меняется, сближая его чуть ли не с недавним «Мавританцем», но чистого веселья и местами прямо-таки отборной развесистой «клюквы» всё равно уже не отнять. Советская Москва выглядит здесь почти также фантастически как в прошлогоднем «Ходе королевы»: неизбежная чёрная икра по утрам в гостинице с видом на Кремль (хотя к чести создателей надо отметить, что первая встреча Винна и Пеньковского действительно произошла в отеле «Националь»), а ещё закадровый вальс и до ужаса подозрительная вахтерша в отеле под именем «Виталий». «Вы умеете пить? Я покажу Вам другую сторону России» – на голубом глазу говорит Нинидзе–Пеньковский, предпочитающий кличку «Алекс» и мечтающий стать ковбоем в Монтане – и противостоять неуклюжему обаянию таких фраз, которых тут немало, становится решительно невозможно.



"Игры шпионов". Источник: Белые ночи



Кажется, что «Игры шпионов» вообще не стесняются своей игровой, театральной природы. Есть большие сомнения, что так и было задумано, но фильм корифея лондонских подмосток Доминика Кука («Пустая корона», «На берегу») настолько самозабвенно упивается всей этой шпионской ретро-эстетикой (помеченные мелом фонарные столбы, шёпот под громко включенное радио, прогулки по безлюдным улицам в черных пальто и шляпах в поздний час и тд.), что на предсказуемость сценария и логические натяжки можно легко закрыть глаза. Конечно, это кино, которое сильно уступает, например, тому же «Шпионскому мосту» Спилберга (где, к слову, тоже играл Нинидзе). Однако его легко можно смотреть в качестве несколько эксцентричного, но от этого не менее занятного политического триллера о превращении одного обыкновенного неудачника в супершпиона. Тем более, что в кадре всё же много правильной русской речи без акцента и русских актёров: кроме Нинидзе здесь ещё и Мария Миронова (жена Пеньковского), и Кирилл Пирогов в яркой роли образцового кгбшника, и Владимир Чуприков в почти карикатурном образе генсека Хрущёва.



"Игры шпионов". Источник: Белые ночи



Пусть реальный Гревилл Винн, в итоге схваченный в Венгрии в 1962 году и проведший в советской тюрьме 11 месяцев, умер в 1990 году и не дожил до премьеры «Игр шпионов». Поверьте на слово: Бенедикт Камбербэтч в образе Винна, сперва плачущий катарсическими слезами на «Лебедином озере» в Большом, а затем хлебающий тюремную баланду в мрачных застенках – это дорогого стоит. Народного артиста дают и за меньшее. И в итоге эти эпизоды могут запросто перевесить весь «правильный» сентиментально-гуманистический пафос фильма. Да что там, затмить даже сцену трогательного прощания Винна и Пеньковского в тюрьме, до последнего верящих в то, что именно им, простым, по сути, людям, своим действиями удалось предотвратить ядерную войну. Отчасти в этом есть своя правда: за пару лет сотрудничества в тандеме советскому полковнику и британскому бизнесмену удалось переправить на Запад более пяти тысяч (!) фотокопий засекреченных военных документов. Как считается, в том числе благодаря этим сведениям США, например, удалось обнаружить на Кубе советские баллистические ракеты. 


И тем не менее экранный Пеньковский вслед за реальным также будет приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Гревиллу Винну же удастся вернуться к семье, а в 1964 году даже издать книгу мемуаров с многообещающим названием «Человек из Москвы». Но никому из них не будет суждено узнать, что в 2021 году фильмы про Холодную войну неожиданно вновь станут настолько актуальны.




«Игры шпионов» — уже в кино.


Иван Цуркан 


 

Рекомендуем

Долгий путь домой ("Дюнкерк" реж. Кристофер Нолан)
Давайте жить дружно! («Близкие» реж. Ксения Зуева)
Фестиваль «Пространство режиссуры.» День первый
Симбиотическое недоразумение («Веном» реж. Рубен Фляйшер)
Ночь театров. Театр Ромэн
Московский областной театр юного зрителя
V Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори». «Французское барокко»
Великий норвежский композитор
Вечное возвращение Киры Муратовой
Анатолий Рыбаков: Дети Арбата