Партнеры Живи добром

Валентин Черных: «Простите за известность»


6 августа 2012 года в Боткинской больнице города Москва в возрасте 77 лет умер Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, преподаватель Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), а также легендарный автор и сценарист Оскороносной киноленты «Москва слезам не верит», Валентин Константинович Черных.


Его жизнь - сама может стать сценарием крайне необычного, увлекательного, в чем-то противоречивого фильма, где главный герой, даже после получения заслуженного признания и успеха, был вынужден подвергнуться непростым испытаниям. Его истории – знакомы и близки каждому: обычные люди, ищущие счастья, справедливости и понимания. Еще не одно поколение россиян будет смотреть фильмы по сценариям Черных, искать в них себя, надежду и веру в лучшее, «вечное», обычные человеческие ценности вроде добра, чести, справедливости, которые кажутся сегодня потерянными. Валентин Константинович навсегда вошел в историю российского кинематографа не только как сценарист фильма, удостоенного премии американской Академии кинематографических искусств и наук, но и как автор, дарящий читателю и зрителю чувство уверенности и тепла в сердце. 


Валентин Черных


22 июня 

Валентин Черных родился 12 марта 1935 года в Пскове. В 1941 году, когда мальчику было 6 лет, началась Великая Отечественная война. В это время отец будущего драматурга, комиссар 213 полка, подтянутого из Псковской области, служил в городе Гродно (территория современной Белоруссии), где также находились его жена и два маленьких сына. 


22 июня 1941 года Черных запомнил на всю жизнь. В этот день немецкие самолеты неожиданно налетели на Гродно, начался обстрел с воздуха. Солдаты выбегали из казарм, стреляли из винтовок по самолетам. Валентин Константинович рассказывал: «Отец, когда налетели самолеты, встал и сказал, я помню его слова: "Это война". Ушел - и все». О том, как геройски погиб его родитель, Черных узнает только через 60 лет: «Отец вместе с начальником штаба капитаном Царенком защищались до конца, взяв знамя. Когда поняли, что попадут в плен, они застрелились. Их тела обнаружил лесник, похоронил их, а знамя спрятал и передал нашим в 44-м году».


После начала военных действий, мать Валентина Черных с ним и его двухлетним младшим братом отправились к тетке, в Псковскую область. Передвигаться приходилось только по ночам, так как днем проходили бомбардировки. Позже, уже под Полоцком, они попали в окружение, идти пришлось по оккупированной территории. Именно здесь произойдет история, которая воспитает в драматурге и писателе, по его словам, не только страх  перед немцами «сильными, мощными и организованными», но и «постоянное сопротивление», удивительную силу духа. 


Однажды в пути около семьи Черных остановился грузовик, оттуда вышли 3 немца, которые решили забрать мать с собой. Ее старший сын кусался, но мальчика отшвырнули. Только один человек, который проезжал мимо, остановился, сам забрал детей и молодую женщину. В этот момент немцы отчего-то растерялись, смутились уверенности незнакомца. Это был колхозник зоотехник из деревни деда Валентина Черных. Фашистские захватчики их не преследовали. 


«Великовозрастный студент» 

Тяга к писательству, как и яркое, живое воображение проявилось у Черных довольно рано. Удивительно, но его первые рассказы были о французской жизни (несмотря на то, что вырос в обычной советской деревне). Дело в том, что родственник Валентина Константиновича во время войны попал в плен и был во Франции. Будущий писатель, проявив долю фантазии, написал рассказ о приключениях плененного на французской земле, а затем отправил получившееся Константину Симонову, известному писателю и поэту. Ответ на письмо с прилагавшимся произведением был получен. В нем содержалась рекомендация писать только о том, что видел и знает…


После армейской демобилизации (служил в Приморье механиком в истребительном полку), жил на Камчатке, затем на Чукотке. 3 года провел на Колыме, в последний из них уехал в центр и работал в районной газете. В 1958 году работал в газете "Магаданский комсомолец". Из Магадана отправился  в Москву, где закончил фабрично-заводское училище (ФЗУ), позже работал сборщиком на судостроительном заводе. В 1961 году Валентин Черных поступил во ВГИК в мастерскую К.Парамоновой и В.Ежова, где встретил свою будущую супругу, Людмилу Кожинову.


Людмила Александровна в то время уже училась в аспирантуре, а Валентин Константинович, по собственным словам, был «великовозрастным студентом», так как на момент поступления ему было 26 лет. Возникшие между ними чувства, с точки зрения советской морали, были не только мезальянсом, но и «нарушением этики поведения советской аспирантки». Это вызывало значительные возмущения со стороны заведующей кафедры, которая, к слову, также была преподавателем Черных. В итоге, он был вынужден уйти на заочное отделение. Кроме того, будущего сценариста кинолент «Москва слезам не верит», «Любить по-русски», «Любовь земная», «Дети Арбата» и многих других, не приняли в коммунистическую партию СССР, со словами «известен своим аморальным поведением», - вспоминает Л. А. Кожинова. Черных был вынужден уехать из Москвы. Связь между ними была потеряна. 


Валентин Черных


Зиму Валентин Константинович провел на рыболовецком судне. Людмиле Кожиновой стоило больших трудов разыскать его. Отношения возобновились посредством писем и посылок. Людмила Александровна отмечает, что путь к сердцу мужчины (в ее ситуации, конечно), лежал через сигареты, за которыми в Москве стояли огромные очереди. Она стойко сносила многочасовые ожидания, покупала его любимую «Приму», а затем отправляла заказной бандеролью. 


Почему «Человек на своем месте»

В 1967 году Черных окончил сценарный факультет ВГИКа, в следующем, 1968 году - курсы режиссеров телевидения. Работал в программе «Время». Его первой серьезной сценарской работой стал документальный фильм "Земля без бога" 1963 года. 


Дебютом Черных в художественном кинематографе является фильм "Человек на своем месте", снятый режиссером Алексеем Сахоровым на киностудии «Мосфильм» в 1972 году. В главной роли - Владимир Меньшов. История создания этой кинокартины такова: когда на «Мосфильме» объявили конкурс сценариев «о деревне», Валентин Константинович решил принять участие. Он хорошо знал деревенский быт, однако относился к нему крайне критически, помня жизнь «тупую, малоинтересную, с председателями колхозов, которые были то ли пьяницами, то ли малограмотными людьми». Именно поэтому сценаристу хотелось написать о молодом, амбициозном и талантливом человеке, который «самовыдвигается» на пост председателя родной деревни после окончания института. Что в итоге получилось у героя Владимира Меньшова, и какие испытания приготовил для него Валентин Черных, смотрите в фильме "Человек на своем месте". 


«Извините за известность»

Несмотря на то, что Владимир Меньшов сомневался в успехе экранизации по сценарию Черных, положительное решение все же было принято. Вышедший в 1980 году фильм «Москва слезам не верит» получил невероятный успех у зрителей. Кроме того, фильм имел, современным языком говоря, «кассовый успех»: по словам Меньшова, при бюджете в 500 тысяч рублей, фильм собрал кассовые сборы размером в 50 миллионов (представьте, и это «по советским меркам»). 


Присуждение «Москве» премии Американской киноакадемии в категории «Лучший фильм на иностранном языке» стал для Меньшова полнейшей неожиданностью, а Черных оставил равнодушным. Интересно, но фильм, который настолько полюбился многим поколениям зрителей, настроил против себя критиков, считавших мелодраму пустой и скучной. Валентин Константинович рассказывал, что еще 2 года после выхода картины на общих собраниях драматургов кинематографическая общественность отпускала едкие замечания в его сторону. Драматургу ничего не оставалось, как «извиняться за известность фильма».


Однако в 1980 году Валентин Константинович Черных получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР; стал Лауреатом Государственной премии СССР (за участие в киноповести «Вкус хлеба»). 


С 1981 года Черных преподавал сценарное мастерство студентам ВГИКа. В 1987 году совместно с Валерием Фридом и Эдуардом Володарским создал объединение "Слово" на киностудии «Мосфильм». В 2004 году режиссер Дмитрий Месхиев снял по сценарию Валентина Константиновича фильм «Свои», который стал победителем Московского кинофестиваля, получил «Золотого овна» и числился в 10 номинациях «Золотого орла». 


Его «СЛОВО»

В день первой годовщины со дня смерти Валентина Константиновича Черных, было объявлено об учреждении Сценарной премии имени В. Черных «СЛОВО», которая направлена на поддержание молодых сценаристов. Награда вручается ежегодно ко Дню рождения драматурга в номинациях: «Лучший полнометражный дебют», «Лучший дебют на телевидении», «Лучший литературный сценарий». Людмила Александровна Кожинова, киновед, доцент кафедры кинодраматургии ВГИК, член гильдии киносценаристов, а также вдова Валентина Черных, стала Председателем Экспертного совета и соучредителем Премии «СЛОВО». 


Валентин Черных


Вместо заключения

Валентин Константинович Черных  - автор сценариев более 50 картин, среди которых знакомые каждому «Красиво жить не запретишь» (1982),  «Любовь с привилегиями» (1989), «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992), «Любить по-русски» (1995), «Брежнев» (ТВ, 2005), «Москва не сразу строилась. Московские истории» (сериал, 2010). Он выступил продюсером проектов «Небеса обетованные» (1991). В качестве драматурга написал пьесы «День приезда - день отъезда», «Превышение власти». Им также созданы роман «Женщин обижать не рекомендуется» и «Как выйти замуж по справочнику кино» (сборник новелл). 


«Писатель виден в тексте: все его комплексы, все его впечатления. Когда  читаю  что-то, я сразу понимаю: какой человек писал, какой у него жизненный опыт, чем он болен или болеет, чем он увлекался, -  в тексте все это отражается. Поэтому, если брать мои фильмы, каждый фильм – это какая-то страница или часть моей жизни».


Герои фильмов, снятых по сценариям Валентина Черных, его пьес, новелл, романов – люди нам давно знакомые, близкие. Они изо дня в день задают себе вопросы о смысле бытия, счастья, ищут и находят себя; они сталкиваются с серьезными жизненными трудностями, помогая зрителям и читателям, разобраться в себе, поверить в любовь, идти к мечте и не бояться проблем, и не забудем про риск, ведь говоря словами вышедшей из под его пера героини, «полюбить — так королеву, проиграть — так миллион!». 



Александра Чадаева



 

Рекомендуем

Фестиваль Дмитрия Корчака в НОВАТе
Опустим сантименты, или «Пигмалион» в театре Армена Джигарханяна
Цветные будни и серые праздники на выставке Анастасии Кузнецовой-Руф
Простодушный «папа Шрека» Уильям Стейг
Педагогика — это искусство, наука и умение. Джереми Хармер о секретах преподавания английского и музыкальности Шекспира
X Московский Международный фестиваль моноспектаклей SOLO
Мастер-класс по исполнению желаний от Аглаи Тарасовой и Кирилла Нагиева
Знакомьтесь, фотограф Эмиль Золя
Премьера. "Тайная жизнь домашних животных"
Выставка «Халхин-Гол: «Да, нам далась победа нелегко...»»