Партнеры Живи добром

Вячеслав Тихонов. Мгновения жизни


Константин Станиславский говорил, что хорошего актера зритель должен понимать без слов. Вячеслав Васильевич Тихонов был хорошим актером. Весь Советский Союз замирал у экранов телевизоров во время сцены свидания Штирлица с женой. В этой сцене Тихонов не произносит ни слова.  Высочайший профессионализм, талант, природная интеллигентность и доброта помогли Тихонову заслужить уважение и признание среди своих коллег кинематографистов,  а также стать близким, любимым и понятным обычным людям. 


Вячеслав Тихонов


Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде, небольшом городке в 70 километрах от Москвы. В детстве Вячеслав Васильевич обожал ходить в кино и восхищался экранными героями Николая Черкасова, Петра Алейникова, Бориса Бабочкина, и после войны собрался воплотить свою давнюю мечту стать актером. Родители видели другое будущее для сына, но бабушка запретила вмешиваться в выбор внука и, таким образом, в мае 1945 Вячеслав Тихонов отправился в Москву поступать во ВГИК. Экзамены будущий народный артист СССР провалил. Для Тихонова это был конец всего, он не знал, куда ему идти после такого «позора» и простоял весь день у аудитории, где сдавал экзамен.


Из аудитории выходил Борис Бибиков, популярный актер и тогдашний руководитель актерского факультета ВГИКа, и заметил абитуриента, смотрящего на него полными немой просьбы глазами. Поговорив с абитуриентом, Борис Владимирович увидел у Тихонова огромное желание быть актером и дал ему месячный испытательный срок без зачисления на курс. Вячеслав Васильевич начал учиться с большим усердием, каждый день ездил на электричке в Москву из Павловского Посада, часто зайцем, так как денег у него не было. Через месяц Тихонова  официально приняли на первый курс.

 

Вячеслав Тихонов


Уже на 4 курсе  Вячеславу Тихонову выпала удача сняться у Сергея Герасимова в кинофильме по роману Фадеева «Молодая гвардия». Он сыграл роль члена подпольной организации «Молодая гвардия» Володи Осьмухина. Фильм стал лидером проката за 1948 год  и дал старт многим выдающимся русским артистам: Нонне Мордюковой, Георгию Юматову, Инне Макаровой, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку. Кстати, съемки в этой картине стали для Тихонова судьбоносными еще и, потому, что там он познакомился со своей будущей женой Нонной Мордюковой. 


Затем последовала целая череда героических персонажей: Виктор Райский в фильме «ЧП - Чрезвычайное происшествие» (1958), Олег Безбородько в драме «Жажда» (1959), Панин в исторической картине «Мичман Панин» (1960), Алексей в фильме «Оптимистическая трагедия» (1963). Министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой так нравился фильм «Мичман Панин», что при встречах она всегда называла Вячеслава Васильевича Мичман Панин. Но нельзя не упомянуть роль лихого тракториста Матвея Морозова в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове»(1953). С Ростоцким у Тихонова еще будет несколько культовых фильмов, но именно эта картина дала Тихонову первое зрительское признание и открыла для режиссеров многогранность его таланта.


Вячеслав Тихонов со школы обожал роман Льва Толстого «Война и мир» и мечтал сыграть князя Болконского в кино. Когда Сергей Бондарчук уже приступил к работе над киноэпопеей «Война и мир», к нему в коридоре «Мосфильма» подошел Тихонов и спросил: «Сергей, каким ты видишь Андрея Болконского?». На что Бондарчук ответил: «Что ты! Андрей Болконский совсем другой». После этого было много проб, другие актеры назначались и снимались, но в итоге этот образ воплотил на экране Вячеслав Тихонов (как говорят, не без помощи Екатерины Фурцевой). 


Вячеслав Тихонов


Работа над фильмом была изматывающей и для актера и для съемочной группы. Один раз Вячеслав Васильевич даже просил Бондарчука освободить себя от роли. По словам актера, роль требовала от него много того, с чем он сам внутренне не был согласен. Но вот съемки подошли к концу. Первая серия фильма вышла в прокат в 1965 году. Тихонов отдал работе над фильмом 5 лет своей жизни. Труды не прошли даром, фильм получил мировое признание во многом благодаря и актерской работе Вячеслава Васильевича. 

 

За свою кинокарьеру Вячеслав Тихонов создал целую галерею русских интеллигентов. Это учитель истории в фильме давнего друга Тихонова Станислава Ростоцкого, хозяин Бима в другом фильме Ростоцкого «Белый Бим, Черное Ухо»(1976), Андрей Болконский в «Войне и мир»(1965) Бондарчука и, конечно же, Штирлиц в сериале «17 мгновений весны» (1973). Этот образ, мастерски и с ювелирной точностью сыгранный Тихоновым, сразу же ставший культовым, так любим страной, что вошел в народный фольклор, в анекдоты. Актер спокойно относился к своей известности и популярности своего персонажа, и когда его называли Штирлиц, он отвечал: «Вы меня с кем-то путаете». 


Тихонов много снимался в 70-е и 80-е, даже в девяностые, когда многие актеры остались без работы, актер продолжал играть в кино. Очень удачный экранный дуэт получился у Тихонова с Михаилом Ульяновым в конце 90-х годов; «Сочинение ко дню Победы»(1998) и «Зал ожидания»(1998) одни из последних крупных работ Вячеслава Васильевича. Режиссеры предлагали Тихонову роли и в начале «нулевых», но, ни одна из них не соответствовали масштабу его актерского дарования. Эльдару Рязанову актер не отказал и в 2006 году сыграл роль Бога в фильме «Андерсен. Жизнь без любви». 


Вячеслав Тихонов


На своем творческом вечере по случаю 80-ти летия актер признался, что он еще не все сказал зрителю, что он с нетерпением ждет новых работ в кино и новых встреч со своим зрителем. К сожалению, Тихонов больше не появился на экране, роль в фильме Рязанова стала для него последней, он скончался 4 декабря 2009 года. Мы всегда с большим удовольствием снова и снова будем встречаться на экранах кинотеатров и телевизоров с его незабываемыми, добрыми, храбрыми, обаятельными персонажами, такими же, как сам Вячеслав Тихонов.



Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Спектакль «Гамлет» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Fashion Future. Взгляд в будущее
Кино. Премьера. "5-я волна"
«Свой среди чужих, чужой среди своих» Эдуард Володарский
Viva, Римма!
Властитель народных сердец
Мемориальный кабинет Н.К. Рериха
Алексей Франдетти: «Мне интересно быть в числе тех, кто поднимает российское кино»
Нерушимые принципы союза театральных деятелей
Вячеслав Зайцев. Эпоха русского кутюра