Партнеры Живи добром

Йос Стеллинг и его Душ(к)а


Йос Стеллинг


«Режиссеру очень важно быть маленьким, не выше 170 см. Когда ты маленький, то тебе есть куда тянуться. Одеваться в темные тона – еще один из признаков настоящего кинематографиста, ведь он же всегда находится по ту сторону экрана, за кулисами, в темноте. Курение помогает. И, конечно, режиссер должен быть полулысым и носить очки». Йос Стеллинг, широко известный в узких кругах, всегда сочетает в своих фильмах юмор с глубокой философией, комедию с трагедией, иронию с простодушием. И так же, как в этом полусерьезном, полушуточном совете, в его фильмах можно найти и черное, и белое, но никогда - серое.

Йос – режиссер-самоучка; и его история началась еще в детстве, необычным и оригинальным способом. Учась в гимназии для мальчиков, он как-то раз нашел кусок 35-миллимитровой ленты, спрятал ее в коробку и после всегда носил с собой. Одноклассники постоянно спрашивали у него, что в коробке, а Йос выдумывал разного рода сюжеты, один абсурднее другого. Так Стеллинг в первый раз примерил на себя роль рассказчика и понял, что хочет стать режиссером. Теоретическим и практическим знаниям он обучался сам, поскольку в Нидерландах в то время не было никаких киноакадемий.

А когда пришла пора снимать первый фильм, Йос за неимением материальных средств награждал свою команду очками. Путем коллективных стараний был создан «Марикен из Неймегена» (1974), который, к счастью всех работающих над ним, оказался невероятным успехом и был даже отобран в основную программу Каннского фестиваля. Что не так уж и удивительно: Стеллинг имеет особое чувство кадра, невероятно важное для кинематографиста, и во всех своих фильмах он рассказывает истории больше через визуальные приемы, нежели вербальные. Зрителям же остается только еще более внимательно вглядываться в детали, чтобы отыскать ту информацию, которую в обычном массовом кино передают словесными диалогами. Возможно, требовательное и уважительное отношение к своей публике в сочетании с необыкновенно абсурдистским сюжетом и принесло одному из следующих фильмов - «Иллюзионисту» (1983) мировую известность, а «Стрелочнику» (1986) – место в ста лучших картинах за всю историю кино.

Йос Стеллинг не работает над своими проектами в спешке и, скорее наоборот, считает, что наличие времени – одна из самых важных составляющих для качественного фильма. Например, выпуск самой масштабной для Стеллинга картины «Летучий голландец» (1995) затянулся почти на целую декаду. Так что в копилке маэстро не так много работ, и выходят они, может быть не так часто, как нам бы хотелось. Но зато ожидание каждой новой картины стоит эстетического удовольствия полученного позже.

Помимо полнометражных фильмов, Йос снял и несколько короткометражек, которые концентрируют в себе самое лучшее, что получается у Стеллинга: неординарный сюжет, юмор и ирония, метафоричный киноязык. «Зал ожидания» (1996), «Бензоколонка» (2000), «Галерея» (2003) – своего рода эротическая трилогия о взаимоотношениях противоположных полов. «Если у вас есть мужчина и женщина, у вас уже есть история» - любит говорить нидерландский режиссер. И его короткий метр отлично подтверждает его собственные слова. Ни в одной из короткометражек нет диалогов – разговоры здесь просто излишни.

Поздний период творчества Стеллинга – самый приятный для нашей страны. Это время, когда Йос пытается разгадать тайны русской души и с головой погружается в нашу культуру. Два последних его фильм «Душка» (2007) и «Девушка и смерть» (2012) – будто бы метафоричные признания в любви России, чертовски трогательные признания. К этим картинам можно возвращаться за напоминанием о том, что прекрасного и особенного таится в наших сердцах, или за порцией доброго приглушенного смеха. Ну и еще может полюбоваться на русских актеров в картинах зарубежного классика.

На самом деле, кино Йоса Стеллинга – это не только про искусство, но и про жизнь. «Проблемы – это замечательно, это значит, что нужно бороться» - именно с такой установкой мастер создает свои фильмы и именно об этом в них же и рассказывает. И, пожалуй, у Стеллинга можно научиться еще одной простой истине: если что-то идет не так, то это обязательно запомнится. А чего еще мы хотим, как не оставить след?


Йос Стеллинг


Влада Лодеск



 

Рекомендуем

Call me by your name and I'll call you by mine... («Зови меня своим именем» реж. Луки Гуаданьино)
Федор Бондарчук: Лекция о кино. "Притяжение"
Великая Ульяна Лопаткина
Фестиваль сказок в «Москвариуме»
Карл Росси: вознесённый славой
Диана Вриланд. Почему бы Вам не...?
Стивен Сигал. Отличился даже в Болливуде!
Не золотые купола
«Комедия масок VS комедия характеров»
"Звёзды на Байкале". Все серии