Александра Санькова: «Многие вещи были очень стильно сделаны»
Интервью с директором Московского музея дизайна Александрой Саньковой об истории советского дизайна.
В конце января в Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства состоялось закрытие выставки «Система дизайна в СССР». В течение двух месяцев, с конца ноября 2017 года, посетители смогли узнать, как создавался и работал советский дизайн. В рамках выставки были представлены фото-, видеоматериалы, примеры дизайнерских разработок (мебель, посуда, предметы интерьера, игрушки, бытовая техника, одежда и проч.), эскизы и рабочие документы конструкторских, художественных НИИ, отвечавших за внешний вид советских промышленных изделий. Выставка была подготовлена Московским музеем дизайна и почти 80% представленных вещей были взяты из коллекции музея. Мы побеседовали с куратором выставки, директором Московского музей дизайна Александрой Саньковой.
- Отличительные черты советского дизайна: можно ли их сформулировать, какие они? Один. Долговечность. Плановая экономика и дефицит в CCCР не предполагала консюмеризма. Вещи покупались раз и навсегда. В то время, как на Западе все гонялись за новым дизайном, новыми моделями, наши граждане брали то, что было. Бережно относились к вещам и понимали, что сменять, например, одну швейную машинку на другую, возможно, никогда не придется. Советские вещи были функциональные и честные, угловатые и даже грубоватые, но они были прочными. Мебель, холодильники «ЗИЛ», посуда и велосипеды, отслужив свой срок в городе, переехали на дачи. Два. Многофункциональность. Люди жили в небольших квартирах, многие в коммуналках. Надо было место, высчитывали и пытались использовать каждый квадратный миллиметр. Столы, которые раскладывались, кресла и диваны-кровати, складные велосипеды, пылесосы, которыми не только пылесосили, но и белили потолки. Во многие вещи изначально закладывалась многофункциональность, новые функции часто открывал в предметах пытливый ум наших сограждан. Три. Многоразовое использование в условиях тотальной экономии развивали. Советские дизайнеры стремились воплотить в жизнь идею многоразового использования продукции и вторичной переработки, то что сейчас называется sustainable. Например, кефирные, молочные и бутылки из-под ряженки можно было сдавать, пластиковыми пакетами в то время не пользовались, у всех в сумках на всякий случай лежала авоська. Четыре. Использование неликвидов и отходов производства для создания новых продуктов. На производствах следили, чтобы при раскрое текстиля или металлического листа было как можно меньше отходов, и если такие оставались, то было необходимо отчитываться об их использовании. Например, Специальное художественное бюро министерства легкой промышленности (СХКБ ЛЕГПРОМ) на своем заводе из кусков ткани, которые оставались после раскроя деталей одежды, отшивали детские трусы, одежду для кукол, носовые платки и т.д. На Московском электроламповом заводе (МЭЛЗ), после того, как из листа металла вырезали ажурные детали для светильников, оставшийся металл (ответную часть листа) использовали для производства других светильников. Когда оставались неликвиды, масса материалов, которые не покупали предприятия, то в дизайн бюро поступали распоряжения сделать с этими материалами новые продукты, чтобы ликвидировать залежи на складах. Хороший пример — это утепленные пальто-тулупы, которые из болоньевой ткани производило СХКБ ЛЕГПРОМ. В какой-то момент болоньевые плащи стали модными и тогда был куплен завод по производству этой ткани. Плащи появились у всех и cпрос на них пропал, тогда СХКБ разработало модели зимние — утепленные стеганные пальто из больньи, и они продавались на ура. Пять. Безымянность. Так сложилось, что отечественный дизайн не знает своих героев. Большинство авторов культовых вещей забыты, неизвестны. В СССР все товарные знаки регистрировались за предприятиями, изделия выходили под названиями заводов, и имя разработавшей дизайн организации, не говоря о людях, вообще не ставили. Дизайнеры получали зарплату, надбавки за внедрения, и 10-20 рублей за патент. В то время, как их западные коллеги были героями прессы и ТВ-передач, они получали авторские отчисления с каждого тиража. Многие дизайнеры, которые делали вещи, выпускаемые массовыми тиражами, получай они по 1 копейки с каждой копии, стали бы миллионерами. Мало кто знает, что дизайн радиолы «Ригонда» создал известный латышский художник Адольф Ирбите, руководитель группы художественного конструирования на радиозаводе им. А. С. Попова. Его работы получали высшие награды на всемирных выставках, в том числе, в 1937 году в Париже и 1958 году в Брюсселе. Мы открыли на прошлой неделе в Музее дизайна Брюсселя (ADAM) выставку «Советский дизайн 1950-80», в которой многие имена дизайнеров были озвучены впервые (выставка уже была показана в Москве 2012 году, в Голландии 2015 и во Владивостоке в 2017). Фотокамеры и фотоаппараты, фотоснайперы и камеры для съемок в космосе и под водой… Все, что выпускалось на Красногорском заводе, было создано под руководством дизайнера Владимира Рунге, который в 1965 году организовал на заводе одну из первых в стране дизайн-служб и руководил ею более двадцати лет. Главной задачей сотрудников дизайн-службы было повысить «эстетический уровень выпускаемой продукции». Разработки этого завода так же получали множество призов. Шесть. Многотиражность. Производства не хотели менять свои линии, зачем было предпринимать такие усилия, когда вещи и так продавались. Был создан искусственный стимулятор — Знак качества. За него боролись, так как и дизайнер получал премию, и в магазине продукты со Знаком качества продавали дороже. Однако многие производители выпускали на потоке миллионными тиражами вещи, и они были у всех одинаковые. Внедрение каждого нового продукта было сопряжено с бюрократическими проволочками и часто блоком со стороны завода, несмотря на то, что новые разработки были заказаны и полностью оплачены. Приветствовались новые разработки в секторе космической и оборонной промышленности. Поэтому хорошо внедрялась продукция высоко технологичная, например, фототехника или часы. Семь. «Бумажный дизайн» — сильная теоретическая школа. В СССР у нас была сильная концептуальная школа. Всем известна советская «бумажная» архитектура (проекты, так и не воплощённые в жизнь и оставшиеся на бумаге — ред.). Так вот и дизайн тоже был во многом «бумажным». То, что проектировали дизайнеры, было профессионально и на мировом уровне, но это входило в противоречие с плановой экономикой. Нужно было менять производственные линии для производства новых товаров, надо было менять или улучшать имеющееся оборудование. Такие сложности не помогали выполнять план, а сделать жизнь людей комфортней и проще в планах вообще не стояло. Проекты надо было сделать экономичными и удобными для производств, конечный пользователь был менее важен. Тем не менее в научно-исследовательских институтах и специальных художественно-конструкторских бюро были специалисты, которые писали теоретические труды, делали перспективные разработки, работали бок о бок с учеными-материаловедами и психологами, создавались глобальные проекты, дизайн-программы, пачками выпускали книги и сборники по дизайну, выходил журнал «Техническая Эстетика».
- Какие институции отвечали за пропаганду советской моды? Как пропагандировалась советская мода? ОДМО — общесоюзный дом моделей делал направляющие коллекции на 2 года вперед и устраивал показы для своих коллег-модельеров из региональных и республиканских домов моделей. Они выпускали журналы с выкройками, возили советскую моду на международные выставки, фестивали. Проходили выставки моды и показы и в Советском союзе, в том числе и западных модельеров. Но до 1950-х годов разработки, создаваемые Общесоюзным домом моделей одежды (ОДМО) и изготавливаемые в специальных ателье или частными портными, были предназначены исключительно для показов. Так же в условиях дефицита базовые навыки шитья и вязания были практически обязательными для каждой советской женщины. Дизайн одежды для массового потребителя значительно отставал от европейских тенденций, и в начале 1960-х положение начали менять. В 1966 году отдел моделирования выделяется в специальное художественно-конструкторское бюро Министерства легкой промышленности – СХКБ ЛЕГПРОМ. Руководство бюро было возложено на ведущего модельера ОДМО Аллу Левашову, приведшую с собой команду художников и конструкторов. СХКБ ЛЕГПРОМ изменило отношение к промышленному производству модной одежды. Его лозунг – «Мода на базе экономических, технических и сырьевых возможностей страны». Все модели сезона необходимо разрабатывать по типовым унифицированным основам. Это дает возможность поднять качество конструирования и увеличить разнообразие моделей, понизить их стоимость для конечного потребителя. СХКБ ЛЕГПРОМ вскоре становится центром промышленной моды. Его приоритетом стало создание повседневной рабочей одежды для массового производства и конструирование спецодежды.
- Разработка сезонных коллекций одежды советскими дизайнерами - как это происходило на самом деле? СХКБ так работало в условиях плановой экономики: дизайнеры должны были создать по 7 новых моделей каждый месяц. Потом рассматривались в рамках системы, одной основы. С помощью различных деталей, отделки, фурнитуры на одной типовой основе создавалось несколько разных моделей. На двух московских фабриках было запущено массовое производство оптимизированных моделей, что дало впечатляющий экономический эффект. При новом методе на каждую коллекцию СХКБ создавало группу базовых лекал; далее менялись лишь материалы и детали. В СХКБ отшивали первые пробные модели, фотографии которых использовались для подготовки информационных материалов. Затем опытным цехом отшивались партии из 5-7 изделий, чтобы выявить проблемные участки и адаптировать конструкцию к массовому производству. Внедрять такие модели было просто, затраты на подготовительном этапе значительно снижались, а увеличивать ассортимент товаров стало легче.
- Какие ступени проходила идея советского дизайнера до воплощения в жизнь — конкретное изделие массового производства? В конце 1950-х годов дизайнер Юрий Случевский разработал систему модульного проектирования мебели и вел тему унификации во Всесоюзном институте мебели (ВПКТИМ — Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели — ред.). То, что сейчас используют в компаниях, которые производят недорогие кухни, чтобы сочетая секции разных размеров, создавать комбинации. Дизайнер разрабатывал новый гарнитур, затем его представляли на художественно-техническом совете, и если он не устраивал, то отравляли на доработку. Если устраивал, подписывали к внедрению, разрабатывался пакет рабочей документации, затем, если институт не производил это сам на подведомственном заводе, то проект могли продать на другие заводы в другие республики или районы. И там производили продукцию, которая, бывало, не так совсем выглядела на выходе, как планировали ее дизайнеры, так как не было нужной техники, шпона, фурнитуры. Некоторые дизайнеры не хотят, чтобы мы (организаторы выставки — ред.) ставили рядом с их планшетами утвержденных в производство проектов реальные произведенные вещи, настолько они не соответствуют первоначальной задумке.
- Советская техническая эстетика: самые фантастические проекты, которые могли бы быть осуществлены? В 1962 году сотрудникам Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) было поручено разработать специальный автомобиль для таксомоторной службы. Это должен был быть маленький автобус – надежный, компактный, маневренный, вместительный, с ровным полом кузова, внутренним багажником, раздвижными дверями и отдельной кабиной водителя. Проект был очень передовым для того времени, фотографии такси были опубликованы в профессиональных журнала по всему миру. Художники-конструкторы: Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), 1964.
Домашний телерадиокомплекс «СФИНКС» – один из самых футуристичных известных проектов Института технической эстетики ВНИИТЭ, при этом он смотрится совершено современно сегодня. Это система для получения информации от всех устройств жизнеобеспечения дома или квартиры и управления ими, в том числе в дистанционном режиме. В комплект «СФИНКС» входили средства аудио-визуального оповещения (колонки, наушники, дисплеи) и обратной связи (различных размеров пульты), а также накопления и анализа информации (диски, процессор с тремя блоками памяти). Дизайнеры: Дмитрий Азрикан (руководитель проекта), Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова, Алексей Колотушкин, Мария Колотушкина и другие.
- Какие правила, идеи, технологии советского дизайна актуальны и популярны сейчас? Правила для дизайнеров всегда одни, у них есть техническое задание и они должны ему следовать и выполнять проект с условием существующих технологий. Дизайн — это сфера прикладная, и творчество — это только вершина айсберга. Ниже — это работа дизайнера с конструкторами, технологами, материаловедами, масса предварительных исследований и т.д. Это очень точная и иногда скучная работа и медленный процесс, особенно, когда речь идет о внедрении проектов в промышленном дизайне. От идеи до внедрения, скажем, автомобиля проходит 5 и более лет. Сейчас, скорее, становятся популярны советские вещи. Это и ностальгия, и часть истории наших семей. С другой стороны, многие вещи были очень стильно сделаны, и сейчас мебель, светильники, посуда и радиотехника отлично смотрятся в современных интерьерах. Молодому поколению, которое не помнит, как жили в СССР, не видит шлейфа негатива за теми вещами, которые нам достаются по наследству, интересно узнать имена дизайнеров и истории, связанные с созданием ставших уже легендарными вещей. Московский музей дизайна занимается исследованиями и сохраняет историю отечественного дизайна. Мы понимаем, что уходит поколение и утрачиваются архивы, если мы сейчас не успеем собрать материалы о советском дизайне, еще немного и будет слишком поздно.
Интервью: Ксения Демакова Фото: личный архив Московского музея дизайна
|
Рекомендуем |