Партнеры Живи добром

Древнерусское лицевое шитье. К 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря


Даты проведения: 1 февраля — 23 марта 

Вернисаж с приглашением прессы: 1 февраля в 17:00

Место проведения: Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря

Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6


    кат1_Покров_Святой_Леонтий_Ростовский_кон1470х-нач1780х_Ростовский_Кремль_low.jpg

В 2018 году крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечает 100-летний юбилей. На протяжении века сотрудники Центра принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России, и фактически стали основоположниками ключевых направлений научной реставрации. Выставки, лекции, мастер-классы и другие события, которые пройдут в течение года, будут рассказывать о деятельности двенадцати мастерских Центра и позволят узнать некоторые секреты работы реставраторов. 

Первая выставка юбилейного года посвящена уникальным древнерусским памятникам лицевого шитья. 27 предметов, датируемых 2-й половиной XV — концом XVII века, поступили в Центр Грабаря из одиннадцати региональных музеев и были возвращены к жизни в мастерской реставрации тканей. Эта мастерская — одна из старейших в структуре Центра Грабаря. Свою деятельность она начала 1 августа 1919 года как мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. И хотя сегодня здесь реставрируются разные виды музейных тканей, выставка отдает дань первоначальному историческому назначению мастерской.

кат4_Воздух_Се_Агнец_1562-63_Вятский_худож_музей_low.jpg

Лицевое шитье пришло на Русь вместе с принятием христианства. Сам термин произошел от слова «лик». Это изобразительное искусство, близкое иконописи, но основой и фоном здесь служат ткани, а красками — разноцветные шелковые, серебряные и золотные нити. Шитье металлическими нитями дает эффект золотого оклада. Драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни. Литургические ткани с лицевым шитьем, а также пелены, хоругви, покровы на раки святых были очень дорогими, и лишь крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные произведения. 

кат6_Пелена_Се_Агнец_сер17в_Вятский_худож_музей_low.jpg

Значительная часть выставленных предметов в процессе реставрации получила новую атрибуцию и была введена в научный оборот. Некоторые из них экспонируются впервые.

Наиболее древний памятник в экспозиции — покров «Св. Леонтий Ростовский», выполненный в конце 1470-х — начале 1480-х годов для украшения белокаменной раки святого в ростовском Успенском соборе. По всей видимости, это первый лицевой покров с образом святого, и его разрушение началось еще в XVII веке во время польской интервенции и более позднего пожара в соборе. 

Еще один выдающийся памятник — воздýх «Се Агнец, с Богоматерью Орантой» середины XVI века из Вятского художественного музея имени Васнецовых. Воздух был вложен в Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода казанским воеводой князем Юрием Ивановичем Темкиным-Ростовским. Благодаря изображению «Богоматери Оранты» на нижней кайме возникает аллюзия с «Вознесением» — праздником, которому был посвящен собор.

кат7_Пелена_Богоматерь_Коневская_Кон16в_Сергиево-Посад_муз-заповедник_low.jpg

Столичными мастерами, близкими кремлевскому кругу, исполнена пелена «Богоматерь Коневская, с избранными святыми» из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Святые, изображенные на пелене, — Федор Стратилат и Мария Магдалина — обычно изображались на многочисленных вкладах Бориса Годунова и его жены Марии Григорьевны. На пелене нет святого Бориса, а также дочери Ксении — вероятно, пелена была частным вкладом Марии Григорьевны в Троице-Сергиев монастырь до воцарения Годунова. Федор Стратилат — святой ее сына Федора Борисовича, родившегося в 1589 году, а Григорий Богослов — отца Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (больше известного как Малюта Скуратов). Всплеск почитания иконы «Богоматерь Коневская» в конце XVI века был связан с двумя причинами. Во-первых, икона была одной из двух святынь, почитавшихся главными заступниками Русской земли в войне со Швецией. Во-вторых, в 1593 году исполнилось 200 лет принесения святым Арсением иконы Богородицы с Афона в основанный им монастырь на острове Коневец на Ладожском озере. Среди ряда известных изображений «Богоматери Коневской» пелена занимает исключительное место — только она передает характерные стилистические черты несохранившегося первоначального образа, памятника итало-византийского искусства.

кат13_Рождество_Богородицы_нач1650х_Сольвычегодский_историко-худож_музей_low.jpg

Отдельный блок в экспозиции посвящен лицевому шитью мастерской «именитых людей» Строгановых. По своим художественным качествам, по числу и разнообразию сюжетов, строгановское шитье превосходит все мастерские XVII века и знаменует расцвет этого средневекового искусства накануне Нового времени — Петровской эпохи. На выставке представлены одиннадцать произведений, десять из них относятся к наиболее плодотворному периоду деятельности строгановской мастерской — 1650-м – 1660-м годам, когда ее возглавляла жена Дмитрия Андреевича Строганова Анна Ивановна. Эти памятники были шиты для домового храма Строгановых — Благовещенского собора в Сольвычегодске. Семь пелен с «двунадесятыми» праздниками и две небольшие пелены «Сергий Радонежский» и «Мученик Христофор» были подвесными под иконы, которые выставлялись на аналое в день празднования. Пелена «Богоматерь Одигитрия» также была подвесной, но могла и выноситься во время церковной процессии. 

Хоругвь_Спас_Нерукотворный_сер17в_Сольвычегодский_историко-худож_музей_low.jpg

Участники выставки: Вологодский государственный музей-заповедник; Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых;  Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник; Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»; Кировский областной краеведческий музей; Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»; Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; Смоленский государственный музей-заповедник; Сольвычегодский историко-художественный музей.





 

Рекомендуем

«Молодая Аргентина». Эстебан Эчеверриа
XXXVIII Московский международный кинофестиваль. Церемония открытия
Мастер пера Илья Ефимович Репин
"Век музеев". Официальный ролик
Паоло Соррентино: красота, любовь, молодость
Егор Летов. От спонтанности к смыслу
С другой стороны. Карлос Кастанеда
Индийская мода. Имперский стиль без перегибов
Тайны Собора Парижской Богоматери
Ялта – город мирового значения