Новогодняя сказка. «Малые Корелы»
Экскурсия «В гости к Морозу Ивановичу»
С 17 декабря на территории архитектурно-ландшафтной экспозиции «Малые Корелы» начинается «Веселое Новогодие». Одним из интересных элементов этой программы является экскурсия «В гости к Морозу Ивановичу», которая проводится для дошкольников и младших школьников.
В ходе экскурсии ребята узнают о том, какие праздники отмечались зимой в северных деревнях, как гадали на Святки наши предки, а также поиграют в народные игры. Знаете ли вы, почему святую Екатерину называют «санницей», или почему Николая называют Чудотворцем, а Спиридона Солнцеворотом? Ответы на эти вопросы можно найти на нашей экскурсии, которая завершается встречей с Дедом Морозом и Снегурочкой.
А пока дадим небольшую подсказку: считалось, что 25 декабря, в день Спиридона, солнце на лето поворачивает. Часто по погоде в этот день судили о погоде на святочной неделе. Если на Спиридона солнышко «играло» – ждали Святок ярких и морозных, а если «хмурился» Спиридон, то, как правило, теплой и пасмурной выдавалась святочная неделя.
Экскурсия «Святки в северной деревне»
С 17 декабря по 18 января на территории архитектурно-ландшафтной экспозиции «Малые Корелы» проводится экскурсия «Святки в северной деревне».
В ходе экскурсии посетители узнают о традициях украшения дома к Рождеству, о том, зачем хозяйки на праздничный стол раскладывали сено, накрывая его полотенцем и скатертью, чем знаменовались у наших предков «святые» и «страшные» вечера, о наиболее популярных гаданиях и многом другом. Например, известно, что каждая хозяйка на Рождество пекла козули, причем долгое время их не расписывали. Старались напечь побольше, считая, что чем больше «стадо» напечешь, тем больше скотины будет у тебя во дворе и зверя в лесах. Козули обычно ставили на окнах и на столе.
14 января в музее «Малые Корелы» пройдет праздник «Святки в северной деревне»
Переход от старого к новому году знаменовал собой святочный праздничный цикл, который длился две недели и завершался в день Крещения. Как известно, святочный период делился на «святые» и «страшные» вечера.
По легенде Бог, обрадовавшись рождению сына, отворил двери ада и выпустил нечистую силу погулять и повеселиться с православными. В «святые» вечера по домам ходили «чистые» ряженые, которые пели, танцевали и веселили хозяев. А в «страшные» вечера надевали на себя страшные маски или мазались сажей и, ворвавшись в дом, пугали хозяев. Таких ряженых называли «грязными».
Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи: в масках они оставались неузнанными своими соседями и родными, чувствовали себя раскованно, позволяя себе то, что было невозможно в обыденной жизни. Обвязавшись платками, гадали по руке и попрошайничали, изображая цыган. Вывернув шубу наизнанку, изображали различных животных (медведя, лису, козу, журавля). Наши предки знали, что если на улице встретится ряженый – его надо обязательно одарить, тогда год удачным будет. Обязательной акцией для тех, кто участвовал в святочных увеселениях – игрищах, гаданиях и особенно в ряженье, – являлось омовение крещенской водой у «иордани», осмысляемое как очищение от соприкосновения с нечистой силой во время Святок.
О том, какие еще традиции существовали в святочный период, можно узнать во время праздника «Святки в северной деревне», который состоится в музее «Малые Корелы» 14 января. Встречаемся в 12.00 на территории Каргопольско-Онежского сектора музея!
|
Рекомендуем |