Партнеры Живи добром

Женщины-художницы о современных фетишах, мемах и своем месте в мире искусства



Любая женщина знает, что прическа — это не просто атрибут повседневности, она указывает на социальный статус и даже иногда выступает инструментом протеста. Любые манипуляции с волосами — это способ выразить себя. Московский Музей современного искусства и 25 молодых художников решили наконец-то поговорить об этом важном артефакте телесности и через его призму увидеть историю человечества.  Выставка  «Моя прелесть. Волосы», которая недавно открылась в ММОМА на Гоголевском, 10, рассказывает об отношении к волосам в разных культурах и эпохах, об их ритуальных и магических свойствам, об их способности сохранять воспоминания. 


Пусть говорят, что засилье мужчин в искусстве давно стало мифом, а героическое сопротивление ему художниц уже не актуально, мы решили поговорить о волосах именно с женщинами-художницами. И не зря на выставке среди 25 авторов только двое мужчин, и женщины там говорят во весь голос. Уж они-то знают все о непростой роли волос в жизни человека. Мы собрали для вас самые искренние и откровенные истории про женское и мужское искусство, про современные мемы, отказ от половых различий и желание собрать разрозненный мир по крупицам.


Аля Хестанти_Перформанс


Аля Хестанти, художник и куратор выставки

Волосы в нашей культуре до сих пор воспринимаются как нечто интимное, хотя мы и не прячем их. Мы можем пожать друг другу руки, но прикоснуться к волосам – уже нет. Я всегда пыталась понять, как воспринимать себя в этом мире, стремилась к поиску своих границ. Сегодня я бреюсь наголо, чтобы узнать, каково это - стать меньше, ведь волосы - это часть меня, они дают мне вес, объем, защиту и силу. Это эксперимент по самопознанию. 


Ева Жигалова (Метамарфозы, коллаж, 2018)


Ева Жигалова

Я работаю с феминистской тематикой. И даже если я не фокусирую внимание на гендере, то работы все равно проходят через феминистскую оптику.

Я называю себя художницей, а не художником. В истории искусства очевидно преобладание патриархального уклада и деление на женское и мужское. Но я стараюсь что-то изменить. У глобального искусства нет пола, это социальный конструкт, который все-таки подвержен трансляциям мужского и женского восприятия происходящего вокруг.

Если я мать, почему меня не могут интересовать образы, связанные с материнством?


Анастасия Кузнецова-Руф (Резка, 2014)


Анастасия Кузнецова-Руф

В гендерном разграничении искусства, работ и жанров пугает нелицеприятная оценочность таланта художника. Только вдумайтесь, фраза “Какая у ее работ мужская рука!”, адресованная женщине-художнице, подразумевает похвалу. Предрассудки о том, что мужское искусство сильнее и серьезнее, а удел девочек - натюрморты, дети, летние пейзажи… Все это должно наконец-то кануть в Лету. Позиция женщины в 21 веке до сих пор не определена: они стали самостоятельнее, сильнее и самодостаточнее. В художественные и другие творческие вузы поступает все большее количество женщин (в среднем, 8 девушек и 2 мужчин). Но какое место они хотят и могут занять - об этом рано говорить. И речь они ведут не о равноправии в искусстве, а об отказе от оценочных гендерных суждений. Ведь хорошая работа может быть просто хорошей работой.

В этом выставочном проекте мы говорим не просто о волосах, прическах и красоте. Мы затрагиваем темы сакральности, ритуальной составляющей нашей жизни, поднимаем социальные проблемы и обнажаем скрытые знаки повседневности. Только сделали мы это через призму предмета, который близок именно нам, как женщинам.   


Мари Сокол (YouTube-канал)


Мари Сокол 

Роль женщины изменилась за последние 50-60 лет как в жизни, так и в искусстве. Все стали равны. Если раньше женщины создавали что-то только для себя, то теперь это можно показывать всем, и это не будет стыдно.Для одного из своих проектов я сделала канал на YouTube, где периодически выкладываю видео, например, о том, как привлечь внимание мужчин к себе. Это такая абсолютно женская история. И там я представляю себя и как женщину, и как перформера, и как художника одновременно. 


Ульяна Подкорытова (Изготовитель париков, 2018)


Ульяна Подкорытова

Деление на женское и мужское в искусстве устарело, и акцент смещается на возрастные категории. По моим наблюдениям, современное искусство постепенно молодеет, и на передний план выходит исследование возраста.Один из образов, который я культивирую в своих работах, - женщина-супергерой, чья жизнь полна, возможно, бессмысленных, но, безусловно, удивительных подвигов.Основывать свои образы можно и на интернет-мемах, и на каких-то модных тенденциях, потому что все это уже своего рода фольклор. Губы-уточки, например, это уже нечто фольклорное. И дело тут не в подражательности или мимикрии под массовую культуру, а в откровенности признаться себе, кто мы на самом деле. 


Мария Ионова-Грибова (проект Песнь песней, 2018)


Мария Ионова-Грибова      

Я никогда об этом не задумывалась о том, много ли женского в моем искусстве. Но, оглядываясь назад, понимаю, что в основе большинства моих проектов лежат чисто женские артефакты. И при этом они могут быть объектом искусства, должны быть его частью. Например,  работая над серией автопортретов «Почти как все девочки», я изучала культуру селфи. Но, в первую очередь, я хотела показать, что селфи – это не просто существующее в цифровом пространстве модное явление, которое ассоциируется именно с женщинами/девушками/девочками, но и нечто, что может быть вещественным и действительно принадлежать искусству.  




Материалы предоставлены пресс-службой







 

Рекомендуем

Витрина сердца Анатолия Мариенгофа
Каравайчук как повод…
Изобретение Берлинера
Они встретили луну и остались с ней навсегда
XXXIX ММКФ. "Мешок без дна" Рустама Хамдамова
Краткий путеводитель по аниме сериалам
Денис Мацуев: "Когда я играю больше, то лучше себя чувствую"
Айрис Чан – последняя жертва Нанкина
Что? Где? Когда? Куда пойти на этой неделе
Необычное собеседование в театре Российской армии: премьера психологического детектива «Метод Гронхольма»