Лучезарный архитектор Шарль ле Корбюзье
Живя в двадцать первом веке, мы настолько привыкаем к тому миру, который нас окружает, что иногда забываем, сколько труда и таланта было вложено, чтобы он стал именно таким, какой есть. Архитектура, как синтетический вид искусства, соединивший в себе гуманитарные и технические принципы, повлияла на визуальный облик современного мира в наивысшей степени. Шарль ле Корбюзье, будучи адептом этого искусства в начале двадцатого века, положил начало городской архитектуре: многоквартирные жилые дома, небоскребы, мегаполисы - вот те его творения, которые совершили переворот в мировой архитектуре. История Шарля Эдуарда Жаннере - Гри, а именно таким было имя, полученное Ле Корбюзье при рождении, начинается в Швейцарском городке ла Шо-де-Фон 6 октября 1887 года. Этот городок знаменит своими часовыми мастерами, поэтому вся его жизнь была подчинена этому ремеслу. Немудрено, что в школе искусств, в которую поступает молодой Жаннере, под художником понимали гравера по часовым корпусам. Однако, такая деятельность совсем не входила в планы мальчика, ведь он собирался быть настоящим художником. Но неумолимая судьба все ближе и ближе подводила Жаннере к тому делу, которому он впоследствии посвятит свою жизнь. Преподаватель школы искусств пророчит ему архитектурное будущее, и вот уже в восемнадцать лет Шарль Жаннере выполнил свой первый архитектурный проект, где он работал сообща с известным профессионалом над виллой члена совета все той же школы искусств. Весьма заурядный проект сыграл очень важную роль в становлении будущего мастера, так как на гонорар Жаннере смог отправиться в путешествие по Италии, Австрии и Франции, где после знакомства с пленительным архитектурным разнообразием и происходит его становление как архитектора. По возвращении Шарль Жаннере работает и стажируется у многих видных деятелей архитектуры того периода. Например, у братьев Перре, которые одни из первых стали использовать железобетон в строительстве домов. Он наблюдал за каждым своим учителем: перенимал какие-то навыки проектировки, нарабатывал мастерство, развивал индивидуальность. Важным периодом в жизни молодого архитектора был 1917 год и последующий переезд в Париж. Здесь Жаннере входит в мир парижской творческой элиты, узнает о течениях и тенденциях, которые рождаются под небом Франции. В этот период он участвует в создании философско-художественного журнала "L’Esprit Nouveau", где под его руководством работал архитектурный раздел. Именно в этом журнале Шарль-Эдуард Жаннере впервые публикуется под закрепившимся за ним псевдонимом: Шарль ле Корбюзье, и именно на страницах этого журнала свет увидели его знаменитые «пять отправных точек современной архитектуры»: 1. Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями — для сада или стоянки автомобиля. 2. Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха. 3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими, внутреннее пространство полностью от них освобождается. 4. Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла. 5. Свободный фасад. Наружные стены могут при этом быть из любого материала – легкого, хрупкого или прозрачного – и принимать любые формы. Сообразно этим принципам было построено много удивительных зданий. Особое внимание хотелось бы обратить на Виллу «Савой» в Пуасси близ Парижа. Помимо того, что в ней наглядно представлены все пять вышеуказанных принципов, она производит колоссальное эстетическое впечатление. Лаконичные линии на фоне природного ландшафта, функциональная планировка - от всего этого невозможно оторвать взор, всё благодаря гению Ле Корбюзье. Архитектор прожил долгую жизнь, создав не один десяток прекрасных творений. Да и сам мастер характером походил на эти совершенные здания, он всегда старался моделировать себя, будто пытался достичь той же неукоснительной прямоты линий: «Я не считаю себя крупной личностью. Я ощущаю себя встающим по утрам в личине дурака и целый день пытаюсь ее сбросить.» Неутомимая работа Ле Корбюзье над собой выражалась также в фиксированном распорядке дня, который он установил для себя, чтобы работать наиболее продуктивно, и придерживался его до конца своих дней. Высокий уровень самоорганизации стал одной из причин успеха архитектора в деле воплощения философских идей архитектурными методами. Именно такого рода была идея «лучезарного города», города, в котором люди будут жить по законам добра и равенства, а архитектура будет подчинена законам солнца, земли и воздуха. Несколько раз Ле Корбюзье предпринимал попытку осуществить свой безумный замысел. Сперва в Марселе он построил так называемый "дом вилл", где каждая семья жила на своей собственной мини-вилле, затем в Индии правительство доверило ему проектировку целого города под названием «Чандигарх». Но и в первом, и во втором случае корабль мечты разбился о жестокую реальность, так как существующий социальный строй не мог позволить столь вопиющего пренебрежения разницей в доходах различных слоев населения. Такая красивая мечта, но, увы, пока лишь утопия: " Я со своей стороны предложил комплексную идею. Я задумал «лучезарный город», расположенный в центре великолепного ландшафта, небо, море, Атласский хребет, горы Кабилии. Для каждого из 500 тысяч жителей, которые в недалеком будущем составят население этой столицы, достойной нашей эпохи, для каждого из них я предусмотрел небо, море и горы, которые будут видны из окон домов и создадут для их обитателей благодатную и жизнерадостную картину."
Анна Вихрева
|
Рекомендуем |