Партнеры Живи добром

Наследие Осипа Ивановича Бове


Осип Иванович Бове имеет итальянские корни. Его отец Винченцо Джованни Бова, неаполитанский художник, приехавший в Санкт – Петербург для работы в Эрмитаже. Его дед по матери Карл Фридрих Кнаппе был академиком Императорской Академии художеств, писал работы в Санкт – Петербурге. При крещении родители нарекли будущего зодчего Джузеппе, позже изменив это имя на русский лад Осип.


Первым шагом на пути к должности главного архитектора Москвы для Бове становится зачисление в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения в 1802 г. Врожденное чувство стиля, четкое видение особенностей московского архитектурного ансамбля обусловили карьерный взлет и грандиозный вклад Осипа Ивановича в градостроительство. Наставниками Бове были архитекторы с большим именем: Ф. Кампорези, показавший ему основы профессии, Казаков и Росси. К слову, вклад Осипа Ивановича в создание облика Москвы часто сравнивают с влиянием Росси на застройку Петербурга.


Война 1812 г. напрямую затронула профессиональную судьбу архитектора. С началом войны он вступил в ополчение, а в 1813 г. возвращается в Москву на должность городского служащего. Бове включают в Комиссию о строении Москвы, созданную с целью восстановления города после пожарища. Его инициативность, живой ум помогли ему быстро продвигаться по карьерной лестнице. В 1816 г. Бове становится главным архитектором «фасадческой части», то есть главной его обязанностью было обновить и сформировать облик города. Этот год стал значимым и в личной жизни Осипа Ивановича: он женится на Авдотье Семеновне Трубецкой, имеющей титул княгини. В 1817 г. был принят генеральный план для Москвы, концепцией которого стало воспевание величия и могущества Российской империи. Реконструкция Москвы началась с ее сердца - Красной площади, значительно пострадавшей от пожара 1812 г. Были уничтожены остатки военного времени: ров и земляные укрепления, вместо которых разбили бульвар. В стиле классицизм были перестроены и Торговые ряды, на месте которых сейчас располагается ГУМ.

В 1816 г. началась реконструкция Театральной площади, продолжавшаяся три года. Велись масштабные подготовительные работы: снесли старые постройки на Петровке, небольшую речку Неглинку пустили по трубе, чтобы снизить риск подтоплений.


Осип Бове.jpg


Наиболее знаменитой работой архитектора можно считать Большой театр, план которого был предоставлен на рассмотрение непосредственно императору Александру I. Все в этом здании восхищает и поражает: размер зрительного зала на три тысячи человек, восьмиколонный портик с Аполлоном, внутренняя отделка. В 1825 г. было дано первое представление, и публика восторженно приветствовала Осипа Ивановича. Несмотря на то, что внешний вид здания был изменен после реконструкции Альбертом Кавосом после пожара1853 г., основная задумка и стиль, вложенный Бове в этот проект, сохранился.


Осип Иванович также занимался созданием Кремлевского (Александровского) сада и Манежа. Грот, вырытый в саду, сохранился до сих пор. Помимо общественных зданий, Бове принимал заказы от частных лиц. Он создал новый тип купеческого дома для Москвы: торговый лавки располагались на первом этаже, комнаты хозяев выше. Он также популяризовал проект городского особняка, в котором флигель выходит на улицу, а небольшой сад - перед домом. Наиболее ярким примером может служить ставший эталонным особняк Н.С. Гагарина на Новинском бульваре, уничтоженный в период ВОВ. Осип Иванович стал автором Триумфальных ворот на Тверской, воздвигнутых в честь победы в войне 1812г. Они представляют собой белокаменную арку с одним пролетом, полностью покрытую скульптурами, воспевающими храбрость, стойкость и самозабвенность русских воинов. На арке была надпись: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшего из пепла и украсившего многими памятниками отеческого попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Во время реконструкции Тверской арку демонтировали, а восстановили ее лишь в 1968 г. на Кутузовском проспекте.


Осип Бове


Он создал проект церкви Николая Чудотворца в Котельниках, а церковь Михаила Архангела по праву можно считать образцом стиля ампир в архитектуре. Бове принадлежат проекты Градской больницы на Большой Калужской улице (Городская больница №1 им. Н. И. Пирогова), Екатерининской больницы (24-я ГКБ). Одной из последних работ архитектора стала ротонда церкви Богоматери Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке. Само строительство церкви было начато в конце 17 века В.И. Баженовым, но здание сильно пострадало в пожаре 1812г. Ротонда с искусным флористическим орнаментом придает больше торжественности облику здания в целом.


Осип Бове.jpg


Он умер в 1834 г., в возрасте 49 лет, не завершив часть своих проектов.

Бове поставил высокую планку для московского классицизма в архитектуре второй половины 18 в. Он сделал грандиозный вклад в формирование уникального образа Москвы, сочетающего отечественные и европейские традиции. Осип Иванович Бове был талантливым архитектором, с тонким художественным чутьем и видением пространства.

 


Саида Бакиева



 


 

Рекомендуем

Выставка арт-группы REPA «REPAспектива»
"Если ты влюбляешься, это мешает танцевать". Интервью с Денисом Родькином
XXVIII Международный кинофестиваль «Послание к человеку»
"Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить…". "Долорес Клейборн" на фестивале Solo
Русский Уайльд. Игорь Северянин
Выставка «..."Сквозь магический кристалл". Графика и пастели Леонида Строганова»
M2M Russian Open: опубликован предварительный список участников
«От Елизаветы до Виктории»: брифинг по истории английского портрета
Политехнический музей
«Путешествие с тетушкой» в театре имени Моссовета