Прародитель русской псевдоготики Василий Баженов
Один из ведущих архитекторов екатерининской эпохи, Василий Баженов оставил нынешним современникам строения небывалой красоты. Смотря на его творения, хочешь не хочешь, да начнешь восхищаться, если не интересоваться архитектурой. В юном возрасте Баженов мастерил сложные миниатюрные конструкции, чем и привлек внимание именитых мастеров зодчества своего времени. Сейчас же его церкви, дворцы, дома радуют глаз россиян и гостей нашей страны, однако далеко не всё, что приписывается архитектору, создано его руками. Стоит разобраться, что именно принадлежит авторству Василия Баженова.
Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно. Москва Этот великолепный дворцовый комплекс, разбросанный по всему парку, представляет собой один из самых известных памятников русской готики. Ансамбль строился по заказу Екатерины Великой с 1776 по 1796 год. Он является единственным в своем роде во всей Европе – больше ни в одной стране нет подобных дворцовых комплексов, построенных в подобных стилях. Баженов стал придворным архитектором после оформления гуляний на Ходынском поле – его мастерство так поразило Императрицу, что она доверила ему создание своей новой резиденции. Более того, Василий стал первым отечественным архитектором, которому сделали такой большой «заказ» — с Петровских времён популярностью пользовались больше иностранные зодчие. При создании ансамбля архитектор совместно со своим ученико Матвеем Казаковым использовал традиции московского барокко и готики. Весь комплекс выполнен из красного кирпича и белого камня. Каждая постройка является самостоятельной, однако вместе они составляют один большой комплекс – архитектор создал для каждого из царских поколений свой отдельный корпус (отдельно для самой Императрицы, отдельно для её детей, а затем появилась постройка и для внуков). Однако при осмотре ансамбля Императрица выказала своё недовольство: «Лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны». Баженов был отстранён от строительства.
Дом Пашкова. Москва После работы над Царицынским парком Баженов получает заказ у капитана-поручика Петра Пашкова. Документальных подтверждений, что это строение создано именно Баженовым нет, однако многие архитекторы отмечают неповторимый стиль зодчего и с уверенностью подтверждают причастность мастера к созданию дома. Из окон дома Пашкова, который построен на Ваганьковском холме — пересечение Моховой улицы и Знаменки — открывался потрясающий вид на Ивановскую и Соборную площади Кремля. Территория особняка была украшена фонтанами, перед домом находился сад, где жили экзотические птицы. Множество украшений, галереи, колонные портики – дом Пашкова является прекрасным примером классицизма.
Церковь Знамения Божьей Матери. Село Вешаловка, Липецкая область Храм был заложен ещё в 1768 году, однако к полномасштабному строительству приступили лишь в 1794. Строение представляет собой чистой воды псевдоготику — шпили, шатры, арки и вновь красный кирпич с белым камнем. Внутреннее убранство, однако, ничем не выделяется – кое-где серые, в побелке, стены, новый алтарь. Сейчас храм находится на реставрации. Остается только гадать, что было несколько веков назад с внутренним украшением.
Михайловский (Инженерный) замок. Санкт-Петербург Один из самых значительных памятников питерской архитектуры конца XVIII века, созданный по заказу императора Павла I. Назван дворец был в честь находившегося в нём храма Архангела Михаила, позже стал именоваться Инженерным в честь располагавшегося в там Главного инженерного училища. Проект дворца был подготовлен Баженовым, однако строился под контролем итальянца Винченцо Бренна. Баженов спроектировал территорию дворца таким образом, что весь комплекс становился искусственным островом, окружённым со всех сторон реками Мойка и Фонтанка, а также ныне засыпанными Церковным и Вознесенским каналами. В центре главного здания располагался внутренний двор. Михайловский замок является единственным в России «Замком на воде». С сушей он соединялся Трёхчастным мостом, а также Воскресенским, через который на «остров» могли попасть только члены императорской семьи. Ныне именуется Михайловским замком.
Старый Арсенал на Литейном переулке. Санкт-Петербург В начале 1770-х Василий вместо старого ветхого Пушечного двора возвёл трёхэтажный, поражающий пафосом и великолепием, Старый Арсенал. Здание было построено в лучших традициях екатерининской эпохи: богатое убранство, яркие детали. Арсенал был украшен колоннами, изображавшими римских Богов, на входе гостей встречали две старинные пушки и ядра. Считается, что одна из пушек была создана Андреем Чоховым, также отлившим и московскую Царь-пушку. До наших дней созданный Баженовым Арсенал, увы, не дожил. В 1917 году он был сожжён в период Февральской революции. Василий Баженов был создателем огромного количества дворцов, ансамблей, особняков. Однако зачастую он работал совместно со своим учеником Матвеем Казаковым или сотрудничал с иностранными зодчими. Ему приписывают создание Петровского путевого дворца в Москве (близ метро Динамо), Владимирской церкви в деревне Быково в Раменках (Подмосковье), а также Каменоостровского дворца Павла Петровича. При сближении с молодым императором, Баженов стал главой Академии художеств и занимался частными проектами. В конце лета 1799 года, когда карьера, казалось бы, была на самом пике, Василий Баженов внезапно скончался от паралича, ему было 62 года.
Ирина Гюне
|
Рекомендуем |