Партнеры Живи добром

Прогулка по Эрмитажу

 

В 1852 году для публики был открыт Новый Эрмитаж. По такому торжественному случаю в дворцовом театре был показан спектакль, после чего в новом роскошном здании был дан праздничный ужин на 600 персон. До этого знаменательного момента посещать музей позволялось только избранным гостям. Пушкину, например, в своё время пришлось прибегнуть к ходатайству Жуковского, служившего наставником у сына императрицы.

Эрмитаж сегодня — это огромный комплекс, каждое здание которого уже само по себе произведение искусства. Внутри него хранятся и реставрируются более трех миллионов экспонатов. Daily Culture.ru решил рассказать читателю о самых ценных и интересных приобретениях главного музея России.

Эрмитаж

Коллекция традиционно располагается в хронологическом порядке на трёх этажах здания. Каждый этаж поделён на страны соответствующего периода, собрание Щукина и Морозова вынесено отдельно в Главный Штаб.

Как уже отмечалось, залы отличаются необычайной роскошью и богатством убранства. Они блистают своим великолепием. Первое, что встречают посетители – это парадная лестница дворца, названная посольской или иорданской. По ней представители иностранных государств поднимались для аудиенций. Своё второе название она получила позже из-за устоявшейся традиции спускаться по ней во время Крестного хода.

Великий архитектор Растрелли при создании лестницы смело отразил в ней особенности русского барокко. Выполненные из белого каррарского мрамора ступени и резная балюстрада резко контрастируют с гладкими серыми колоннами. Высокий потолок с парящими древнегреческими богами только усиливает этот эффект, а большие окна выгодно освещают многочисленные статуи богов и муз.

Эрмитаж

Посольская лестница ведёт к анфиладе парадных залов. Местом проведения торжественных церемоний служил Большой Тронный Зал, спроектированный итальянским архитектором Джакомо Кваренги. В огромном хорошо освещённом помещении классического стиля за золотым троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. Паркет набран из шестнадцати пород дерева. Колоннада и два ряда бронзовых люстр придают этому залу монументальность, величие и торжественность.

Также внимания зрителя заслуживает Малый или Петровский тронный зал. В его отделке широко использовались двуглавые орлы, короны и вензеля императора, бархат, золото и серебро. Центральное место занимает трон Анны Иоановны, расположенный на возвышении в нише. Позади него находится аллегорический портрет Петра I кисти итальянского художника Якопо Амигони. Император изображен рядом с фигурой богини мудрости и славы Минервы.

Эрмитаж

Особым изяществом, лёгкостью и изысканностью отличается Павильонный зал. Он гармонично соединяет и переплетает мотивы и элементы готики, барокко, ренессанса и классицизма. Зал разделён на уютные уголки, украшенные фонтанами, скульптурами и мозаикой. Всё в нём наполнено блеском, игрой света и жизнью. Тончайшие резные решётки, белые колонны и напольная мозаика создают, пожалуй, самый впечатляющий интерьер во всем музее.

Настоящей изюминкой стали часы «Павлин». Они изображают механический сад, оживающий под рукой человека. Лондонский ювелир Джеймс Кокс наделил каждый элемент символическим значением. Так, сова олицетворяет ночь, разум и непредсказуемое мышление. Подпрыгивающая стрекоза символизирует мимолетность существования. Петух — символ рождения новой жизни, а раскрытый хвост павлина означает солнечный диск, который быстро превращается в луну. По легенде, павлин – это любимая птица богини Геры, владычицы неба, покровительницы семьи и брака, обитающей на священном дереве верховных богов – дубе.

Эрмитаж

Первый этаж почти весь отдан под экспонаты античных миров, Древнего Египта, Востока, Сибири, Кавказа и Азии. Особое место в нём занимает искусство Древнего Рима и портретные скульптуры. Эти залы получили своё название по центральным статуям Диониса, Юпитера и Геракла. Дополнением стали скульптуры Венеры Таврической, Отдыхающего Сатира, а также греческого философа Сократа и политического деятеля Демосфена.

Более тридцати залов Эрмитажа занимает итальянское искусство. Собрание раннего Возрождения в музее немногочисленно, и всё же в нём есть свои шедевры. Живописный рельеф «Мадонна с младенцем» флорентийского скульптора Росселлино отличается высоким мастерством, утонченностью и мягкостью линий. Мадонна представлена невероятно юной и хрупкой. Её слегка развёрнутое тело свидетельствует о виртуозной обработке мрамора.

Несмотря на скромное представление ведущих мастеров кватроченто Сандро Боттичелли и Фра Филиппо Липпи, музей гордиться своей коллекцией высокого Возрождения. Две работы Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» стали самыми знаменитыми экспонатами в Эрмитаже.

Неменее известный и любимый Рафаэль представлен картинами «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле». О его римском этапе творчества, времени наивысших достижений, свободе и размахе, и в то же время уравновешенности можно судить по эрмитажной копии ватиканских лоджий. В собрании музея есть только одна работа гениального Микеланджело «Скорчившийся мальчик», но она единственная в России. Скульптура — настоящая гордость музея, заслуживающая тысячи восхищённых взоров.

Эрмитаж

Непременно обратите внимание на картину Джорджоне «Юдифь». Он изобразил удивительно нежную молодую женщину, поражающую своей очаровательностью, лиричностью и спокойствием. И, хотя в её руке меч, а в ногах отрубленная голова ассирийца, картина пронизана поэтичностью, гармонией и безмятежностью.

Работы другого титана венецианского возрождения Тициана «Св. Себастьян» и «Кающаяся Мария Магдалина» - неоспоримые шедевры, жемчужины Эрмитажа. Они не перестают поражать своим мастерством исполнения и теми эмоциями, которые они вызывают. Кроме этого, в зале представлены ещё шесть картин мастера.

Эрмитаж

Особое внимание стоит уделить залам итальянского Барокко. Три картины Караваджо стремятся передать все особенности художественного языка мастера. Резкое боковое освещение, глубокий контраст, диагональ в композиции, осязаемая объёмность и весомость передают материальность окружающего мира. Его новаторские тенденции получают своеобразное преломление в одной из самых выразительных работ Доменико Фетти «Портрет актёра», а также фантастических картинах Алессандро Маньяско.

В залах Эрмитажа представлены пятнадцать скульптур известного мастера Антонио Канова. Одна из самых знаменитых - «Амур и Психея» - стала настоящим гимном любви. Удивляет необыкновенная легкость и грациозность фигур.

Эрмитаж

Эрмитаж занимает одно из первых мест в мире по полноте и качеству голландской живописи. Здесь представлены почти все великие мастера этой страны. Обязательны к просмотру 25 полотен великого Рембрандта, среди них «Даная» и монументальное полотно «Возвращение блудного сына». В последней он отражает истинные ценности человеческой жизни. А также Питер Пауль Рубенс. Эрмитажу принадлежат более 40 его работ, среди которых «Союз земли и воды», «Персей и Андромеда», «Вакх». Залы музея наполнены такими именами, как Якоб Йорданс, Франса Снейдерса и Вай Дейка.

Около 50 залов дворца занимает Французское искусство XVIII-XX вв, охватывающее практически все стили и направления. За пределами Франции больше нет собрания, равного коллекции Эрмитажа. Главные имена: Никола Пуссен, Клод Лоррен, Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан Батист Симеон Шарден, скульптор Этьен Фольконе, Жан Оноре Фрагонар. Здесь же необходимо сказать об уникальнейшей коллекции французских импрессионистов: Клода Моне, Ренуара, Сислея, Писсарро, Эдгара Дега, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса.

Особого внимания требуют скульптуры Огюста Родена. Пластическая манера мастера отличается динамичностью и эмоциональной напряженностью и, таким образом, сближает его с импрессионистами. Эрмитаж владеет одной из самых значительных коллекций великого Пабло Пикассо. Здесь расположены более тридцати работ самых плодотворных его периодов: синего, розового и кубизма.

Эрмитаж

Это только маленькая часть из многочисленных шедевров самого крупного музея нашей страны. Но даже она пробуждает неистовый интерес к мировому искусству и наследию России.


 

Елена Дицкова




 

Рекомендуем

11 причин поехать в Бергамо
PRIME PREVIEW ART MOSCOW 2013
Агния Барто. В ней жила душа ребенка
Монсеррат Кабалье: певица с золотым сердцем
О том как "Бродячая собака" ушла в историю
Неугасающий «Огонек»
Двадцатилетний забег Форреста Гампа
Культурное наследие Армении. Минас Аветисян
И все-таки они вместе («Стражи Галактики. Часть 2», реж. Джеймс Ганн)
Рабство и свобода Уильяма Фолкнера