Партнеры Живи добром

Ричард Роджерс. Начало эпохи хай-тек


Британский архитектор Ричард Роджерс внёс огромный вклад в развитие мировой архитектуры, ведь именно он стал основоположником стиля хай-тек. Роджерс продвигал рациональную архитектуру: когда здания не только красивы снаружи, но и полностью соответствуют требованиям тех, кто ими пользуется. В честь 83-летия великого архитектора давайте ближе познакомимся с его творческим путём.

Ричард роджерс.jpg

Ричард Роджерс родился 23 июля 1933 года во Флоренции, но позже он с семьёй эмигрировал в Англию. Здесь Роджерс поступил в Лондонскую архитектурную Ассоциацию, но не окончил лучшее в Британии учебное заведение в области архитектуры и продолжил получать высшее образование в Йельском университете в США. Именно в Америке архитектор знакомится со своим будущим коллегой Норманом Фостером и Су Брамвелл – будущей супругой. В Англии эта тройка, объединившись с Уэнди Чизмен, основала «Команду четырёх». Им принес известность проект частного жилого дома в Корнуэлле. Команда специализировалась на архитектуре частных домов: кроме Корнуэльского проекта, четвёрка создала известные макеты дома Спендера (знаменитого в то время фотографа), дома для родителей Роджерса в Уимблдоне и дома для родственников его жены. Но индивидуальный стиль Роджерса начал формироваться в проекте фабрики электроники в Свиндоне.

Главным принципом Роджерса было создание пространства из лёгких полимерных материалов, использование которых и привело к появлению стиля хай-тек. Когда в 1967 году «Команда четырёх» разошлась, талантливый архитектор начал взаимодействие с итальянским мастером Ренцо Пиано. Тогда началась масштабная работа над Центром Помпиду в Париже. Это проект коренным образом изменил представления европейцев об архитектуре. Сейчас Центр Помпиду – рядовая достопримечательность Парижа, но в 70-е годы такая постройка вызвала небывалый резонанс. Пресса в пух и прах разнесла идею Роджерса. Но почему общество так отреагировало на новый проект? Идея заключалась в том, чтобы освободить как можно больше внутреннего пространства. Именно поэтому все лифты, трубы и прочие системы коммуникации были вынесены наружу и окрашены в яркие цвета.

центр Помпиду.jpg

Однако Алан Колкахун, известный архитектурный критик, заметил, что внутри здания все эти трубы не заняли бы столько места, и в идее Роджерса есть как рациональное зерно, так и желание выделиться своей экспрессивностью стиля. Несмотря на всю волну критики, проект Ричарда был признан лучшим и одобрен, а здание было возведено без значительных архитектурных изменений. Это доказательство бесспорного таланта Ричарда Роджерса.

В 1980-е архитектор продолжал творить в своём стиле хай-тек. Роджерс обосновался в родной Великобритании. Здесь его руке принадлежит здание компании Lloyd's в Лондоне и фабрика по производству микрочипов компании Inmos в Уэльсе. Как и Центр Помпиду, штаб-квартира страхового агентства «Ллойд» представляла собой бетонно-стальную конструкцию с вынесенными наружу лифтами и прочими коммуникационными вещами. Внешние элементы, согласно хай-теку, выкрашены в яркий цвет – в этот раз выбором Роджерса стал голубой оттенок. Сейчас мы не можем представить Лондон без этого архитектурного шедевра рук великого мастера.

Lloyd's.jpg

Начало нового века Роджерс отметил созданием «Купола тысячелетия» - это выставочный комплекс на берегу Темзы, возведённый в честь Миллениума. Но проект приносил сплошные убытки: содержание купола обходилось 1,8 миллионов фунтов стерлингов в месяц, а само здание пустовало. Однако сейчас купол в форме летающей тарелки с усиками планируют превратить в огромный развлекательный центр.

Купол Тысячелетия.jpg

Но главным архитектурным достижением Роджерса в новом веке стало строительство терминала № 4 в аэропорту Барахас в Мадриде. За этот проект в 2007 году архитектор получил Притцкеровскую премию. Здание терминала создано из экологичных материалов, несмотря на масштаб и многоуровневую конструкцию, здесь легко ориентироваться. Терминал способен принимать 35 миллионов пассажиров в год.

Аэропорт Барахас.jpg

Кроме того, с наступлением XXI века, Роджерс начал увлекаться урбанистикой. Все его принципы изложены в книге «Cities for a Small Planet», которая вышла в 1997 году. Идея очень проста: города, даже самые крупные, легко можно сделать комфортными для жизни. В основе планировки города должен лежать принцип гуманизма, то есть архитектор призывал к созданию благоустроенных общественных пространств, открытию музеев и ресторанов. Мер Лондона Кен Ливингстон услышал Роджерса и провёл множество реформ по благоустройству города. Были ликвидированы пробки, проведена транспортная реформа, стали организовываться городские фестивали, а город приобрёл новый облик, полностью ликвидировав последствия правления Маргарет Тетчер. Сам Роджерс занимался проектом арт-пространства One Hyde Park.

В настоящее время Роджерс занимается проектом «Парк 1». Этот комплекс будет возведён в Сеуле и соединит воедино офисы, отель и торговый комплекс.  Здание претендует на звание самой высокой постройки в городе,  высота небоскреба достигнет 270 метров.

Сейчас Ричард Роджерс возглавляет компанию «Rogers Stirk Harbour Partners», которая занимается проектами по всему миру. Архитектор всю жизнь стремится воплотить мечту об идеальном городе, созданном для человека. Здания Роджерса легки и полны света, они идеально функционируют, выделяются в однообразном облике города и действительно соответствуют нуждам тех, кто этими зданиями пользуется. Этот человек изменил общественное создание и доказал, что современная архитектура и новые решения могут гармонировать с обликом города, экономить ресурсы и сохранять окружающую среду.


Полина Высоцкая







 

Рекомендуем

X Московский Международный фестиваль моноспектаклей SOLO
Какие фильмы нельзя пропустить в 2019 году
Патрик Догерти. Скульптуры из сена
Москва Булгаковская. По следам героев романа «Мастер и Маргарита»
Уильям Стайрон: исследователь человеческих мук
Нона Мордюкова. Играла, как жила
Пополнении коллекции Государственного Эрмитажа
Реалист и мистик Алексей Толстой
За здоровый образ жизни! («Я худею» реж. Алексей Нужный)
Предсказания Тютчева