Грегуар Мишонц: творчество вопреки реальности
Грегуар Мишонц (22 марта 1902 года, Кишинёв, Бессарабская губерния – 29 декабря 1982 года, Париж) – французский художник.
Если вы отправитесь на просторы Интернета для поиска информации о Грегуаре Мишонце, то, пожалуй, в одной из первых строк на любом сайте вы прочтёте, что он являлся близким другом Генри Миллера. Сложно сказать как Миллер изменил жизнь Мишонца, но он как минимум изменил его имя.
До знакомства с одним из величайших писателей ХХ века Грегуар Мишонц, уроженец Молдовы, а тогда ещё, в 1902 году, Бессарабской губернии, звал себя не иначе как Григорий Мишозник.
Мишозник родился в 1902 году в Кишиневе в еврейской семье среднего достатка. Был он одним из пяти детей. О его жизни до семнадцати лет известно крайне мало, но очевидно, что у юноши была большая тяга к искусству. В 1919 году он поступил в Академию пластических искусств к Шнееру Когану и Александру Плэмэдялэ (известные бессарабские скульпторы, художники и педагоги). Там он до 1920 года изучал иконопись и овладел техникой темперы по левкасу на деревянной основе. Позже он продолжил обучение в Бухарестской Академии художеств, но Грегуара, тогда ещё Григория, как и всех молодых живописцев тянуло в Париж.
В 1922 году Мишонц наконец-то добрался до Парижа, путь его был не легким – через Стамбул и Марсель. Марк Шагал говорил про Париж, «здесь или помирали с голоду, или становились знаменитыми». Мишонц, очевидно, выбрал второй путь.
Мишонц создавал странный мир, полуреальный, полувоображаемый. Особенностью его техники было применение прозрачной лиссировки, которая делалась как в старину. Благодаря этому его картины смотрелись как драгоценная старая живопись.
В 1937 году Грегуар Мишонц вместе со своим другом Генри Миллером впервые посетил Соединенные Штаты Америки и там встретил свою будущую жену – шотландскую художницу Уне МакЛин. Военные годы не обошли художника стороной. В 1939 году он ушёл на фронт, в 1940 году попал в плен под Бременом в Германии, в 1942 году был освобождён и вернулся во Францию. Но война, к сожалению, оказалась не последним сильным потрясением для Мишонца. В 1943 году произошёл очередной «удар» - умер близкий друг художника – Хаим Сутин. Грегуар очень тяжело переживал эту утрату.
В 1947 году Мишонц получил французское гражданство. К тому времени он уже успел открыть мастерскую на улице Сены. В 1949 году его ранняя значительная работа «La moisson» (Урожай) была приобретена Французским фондом современного искусства. Грегуар Мишонц стал знаменит. В 50-е годы Мишонц много путешествовал по Америке с Миллером, а так же неоднократно навещал свою мать, которая жила в Израиле.
Одно время его стала привлекать декоративность, сочетания приглушенных тонов. Однако в последние годы художник отказался от лиссировки, его композиции стали более подвижными. Но в целом творчество Мишонца представляет собой единое целое. Такое ощущение осталось у зрителей его крупной ретроспективной выставки, проходившей в 1978 году в Культурном центре Труа.
В окрестностях этого города – на мельнице Жюльи, Мишонц провёл свои последние годы. Он подолгу жил там, приглашал туда друзей и коллекционеров. Здесь он создал большую часть своих картин, которые позже были похищены. Эта кража стала последним ударом. Мишонц начал угасать и вскоре умер в Париже от сердечного приступа.
Грегуар Мишонц в значительной степени поспособствовал сближению художников старшего поколения старых «монпарнасцев», с «новой волной» русских художников эмигрантов и навсегда вошёл в историю мировой живописи.
Светлана Коваленко |
Рекомендуем |