Партнеры Живи добром

Как менялась архитектура городов. История стилей


Каждый город по-своему своеобразен и уникален, так как соединяет в себе множество архитектурных стилей, свидетельствующих о его историческом, творческом и культурном развитии. На протяжении веков тенденции в оформлении городского пейзажа изменялись и совершенствовались: классицизм сменялся модерном, а модерн, в свою очередь, современным хайтеком. Однако, несомненно, были и общие черты, как в трансформации русской архитектуры, так и мировой в целом. В этой статье расскажем о том, как оформлялось русское и зарубежное зодчество, и происходил процесс преобразования архитектурной составляющей городской жизни.

В России увлечение архитектурными стилями началось с момента становления советской власти. Масштабность, грандиозность, глубокие надежды на новый режим – все это отразилось в авангардных сооружениях той эпохи. Мощный советский дух направлял на новые перспективы во всех сферах жизни, поэтому зодчие начали испытывать неподдельный интерес к уникальным направлениям в архитектуре, которые были полной противоположностью традиционным тенденциям.

Интересно, что даже популярные европейские мастера, заметив, что революционная Россия становится подходящей площадкой для архитектурных экспериментов, прибыли к нам, чтобы подарить поражающие своей красотой и величием здания. Так, француз Ле Корбюзье принимал участие в строительстве здания Центросоюза в Москве, а немец Эрих Мендельсон оформлял Дворец Советов. Со временем авангардистское направление в Москве перетекло в истинный конструктивизм, характеризующийся геометрическими формами, строгостью и монолитностью. Однако вскоре он был вытеснен архитекторами-рационалистами, создавшими свое объединение в поддержку строительства более функциональных объектов. В это время строится типография акционерного общества «Огонек» (1931 год), а также многочисленные павильоны и фонтаны ВДНХ.


Здание акционерного общества "Огонек"

После прихода к власти Иосифа Сталина в архитектурный мир просочились тенденции так называемого «сталинского» ампира. Это помпезные, величественные сооружения, построенные, как говорится, «на века». Здание СНК СССР, главный вход в ЦПКиО им. Горького, некоторые станции московского метрополитен, фонтан «Дружба народов» - все это примеры русского ампира, которые до сих пор привлекают внимание, как россиян, так и туристов.


Главный павильон ВСВХ

Интересно, что в 50-70 года прошлого века в СССР начали находить отражение идеи «брутализма», присущие Великобритании и другим европейским зданиям. Самым ярким его образцом считается здание Онкологического цента РАМН, построенного в 1979 году. Это высокое, устремленное в небо, архитектурное сооружение было настоящим новаторством в советское время и сочетало в себе последние тенденции мирового зодчества.


Онкологический центр РАМН

Чуть позже в московскую жизнь начал пробираться «функционализм». Именно в это время происходит строительство так называемых «спальных районов», однотипных школ, больниц, заводов. Этот стиль занимает принципиальное значение в русской архитектуре. Ведь «функционализм» предполагает относительную дешевизну строительных материалов, а также возможность в короткие сроки выстроить то или иное здание.

Архитектурные тенденции других русских городов были очень схожими с московскими. Так, например, стилевую характеристику Воронежа описывают так: «купеческий, промышленный, научный». Это значит, что в начале оформления города ему были присущи черты барокко и классицизма, затем город взял курс на прагматичный подход в зодчестве, а сейчас практически все новые постройки выполняются в стиле «функционализма». Однако в отличие от «функционализма» советского периода в данный период время в Воронеже возводятся жилые дома и офисы «улучшенной планировки», позволяющие обустроить пространство как можно эффективнее и комфортабельнее.


Воронежский государственный университет


Если сравнивать историю русских архитектурных стилей с зарубежными тенденциями зодчества, то несложно заметить, что между ними есть свои точки соприкосновения. К примеру, классицизм практически в один и тот же исторический период был популярен как в России, так и заграницей. Кроме того, схожие черты появлялись и в силу обмена культурным опытом, так как в то время архитекторы активно путешествовали, отстраивая в разных городах сооружения, обладающие похожими типажами. Так, в начале 19 столетия в Петербурге строится «Казанский кафедральный собор» в стиле классицизма, в итальянской Виченции – загородная вилла «Ла-Ротонда», в Берлине – Бранденбургские ворота. Исходя из этого можно отметить, что архитектура русских и зарубежных городов развивалась практически в одно время. Стили постепенно сменяли друг друга, а архитекторы переходили от пышных форм к более современным и технологичным.

Бранденбургские ворота

В период современности главенствующим стилем в русских городах по-прежнему остается «улучшенный функционализм», изредка сменяющийся модерном или хайтеком. На западе же также уделяется большое внимание вышеперечисленным стилям, однако в последнее время было замечено все большее количество минималистических тенденций, прослеживающихся в европейской культуре и архитектуре. Таким образом, многофункциональные и концептуальные сооружения – это главная тенденция данного этапа развития архитектуры, как в России, так и за рубежом.


Башня Мэри-Экс в Лондоне


Юлия Миленина



 

Рекомендуем

Прародитель русской псевдоготики Василий Баженов
Жан Кокто по прозвищу «Принц удачи»
Театр и Революция: обновление эстетики
Что? Где? Когда? Культурная палитра сентября
Ривер Феникс: живи быстро
Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина
Савва Морозов. Благотворительность-первое имя
Франц Кафка и его «кафкианский кошмар»
Некрасов: блеск и нищета народного поэта
Занимательная археология Стивена Спилберга