Права актёров… Авторство или нищета?
Сергей Филиппов, Георгий Вицин, Михаил Кононов, Николай Парфёнов, Алексей Смирнов, Николай Крючков, Светлана Носовоа, Изольда Извицкая... Это все известнейшие актёры, фильмы с которыми имеют многочисленные награды и до сих пор часто транслируются по телевидению. Несмотря на такую популярность и любовь зрителей, все эти артисты умерли в нищете, за спиной каждой персоны таится своя печальная история забвения, страхов, смерти. И эта тенденция продолжается. Почему же так происходит? Есть две стороны взглядов на проблему.
Согласно Пекинскому договору Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по аудиовизуальным исполнениям, кино является сложным объектом авторского права, а прибыль от него распределяется между всеми участниками создания произведения. Так происходит в 48 странах, подписавших договор. В России же сборы картины принадлежат продюсерам. Согласно Гражданскому кодексу, композиторы тоже имеют право получать минимальное вознаграждение, а именно 3% от кассовых сборов за публичное исполнение своих произведений, то есть за трансляцию их музыки в кинофильме. А актёры кино у нас в стране каждый раз вынуждены заключать контракты и получают только разовые гонорары. При выходе на пенсию не учитывается ни стаж работы по контрактам, ни награды. Необходимо заметить, что за последние десятилетия оплата актёрского труда заметно выросла. Так, современные артисты получают гонорары, исчисляемые тысячами долларов, и это совершенно не сопоставимо с советскими несколькими десятками рублей.
И как тут быть с актёрами «советской закалки», которые уже не снимаются или снимаются мало? Они получали мизерные гонорары, ничего не скопили, а многие потеряли всё, что имели в дефолт, и, соответственно, должны жить сейчас на небольшую пенсию. Признание за актёрами авторских прав значительно улучшило бы их условия жизни и, возможно, остановило чреду нелепых смертей в нищете и забвении. Существует множество общественных организаций киноработников: Межрегиональный профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания, Гильдия актёров кино, Союз кинематографистов, частные фонды помощи, такие как «Артист», «Урга — территория любви». Но ни они со своей посильной спонсорской помощью, ни непосредственно Министерство культуры не могут без какой-то государственной поддержки решить эту актуальную проблему. Здесь же прослеживается вторая точка зрения: многие люди считают, что артисты, даже самые знаменитые, ничем не отличаются от обычных граждан и сами виноваты во всех своих проблемах. Не позаботились о будущем, не скопили средств, кто-то «зазвездился», начал пить, гулять, жёны ушли, детей не успели завести или плохо воспитали...
Многие артисты в советское время стали владельцами больших квартир в центре столицы, ещё каких-то ценностей, но не смогли этим всем распорядился в тяжёлое время. Например, у Носовой в квартире после её смерти было найдено 30 норковых полусгнивших шуб. Вицин в силу своей скромности отказывался от всякой помощи. Филлипов страдал от излишнего женского внимания, а перед смертью оказался никому не нужен. И таких историй множество. Совершенно недавно в интернете пронеслась весть, что в Центральном Доме Актёра им. Яблочкиной будет организован сбор средств в поддержку Алексея Баталова, Маргариты Тереховой и Натальи Фатеевой. Но потом это сообщение с негодованием было опровергнуто самими артистами. Конечно, им сейчас живётся нелегко. Например, Баталов уже 30 лет не снимается, а недавно его уволили и с занимаемой должности преподавателя ВГИКа. В свои 87 лет он вынужден опекать больную дочь Гитану-Марию. Терехова сама страдает болезнью Альцгеймера, а Фатеева передвигается только на костылях.
Несмотря на это от помощи великие актёры отказываются: «Не обижайте нас, мы не голодаем!». Они скорее помогут собрать деньги для больных детей и сирот, чем возьмут что-то себе. Так получилось и в этот раз: в марте вместо сбора средств для нуждающихся артистов, собрали деньги под их патронажем для лечения подростка Галактиона Калаганова. Великие люди должны быть великими во всём. Так благородно, как Баталов, Терехова и Фатеева, а до них Вицин, должны поступать настоящие звёзды. Каждый сам в ответе за свою судьбу. Но и помощь со стороны государства лишней ни для кого бы не была.
Мария Игумнова
|
Рекомендуем |