Партнеры Живи добром

Русские музы XX века


Мощный социальный взрыв, оглушивший Российскую империю в начале XX века, породил такую волну эмиграции, которую можно сравнить разве что с переселением народов.  Художественная среда как самая чувствительная и тонкая мембрана чутко отреагировала на изменения миропорядка. Именно в европейской художественной среде проявилась индивидуальность и сила характера русских женщин, покинувших свою родину.  Судьбы великих художников:  Анри Матисса, Пабло Пикассо,  Аристида Майоля и Дали будут неразрывно связаны с их русскими музами. 


Лидия Делекторская, дочь врача из Томска, появилась в доме Матисса в 1932 году. Ей всего 22 года. В прошлом осталось неудачное замужество и опыт работы моделью. Художник в это время создавал  панно «Танец» для американца Альберта Барнса и искал себе помощницу в мастерскую. Жизнь 63 летнего мэтра была спокойна и размеренна. К этому времени художник получил мировую известность, а его картины успешно продавались. Полновластная хозяйка дома – мадам Матисс встретила Лидию спокойно, так как была уверена, что новая помощница Матисса совершенно не в его вкусе. Но вскоре художник уже не представлял себе свою жизнь и свое творчество без этой сдержанной и молчаливой русской девушки. Матисс был одержим идеей создания портрета одной линией.  Он сделал сотни рисунков Лидии. А с марта по апрель 1935 он работал над картиной «Розовая обнаженная».


Анри Матисс и Лидия Дилекторская


Ему также позировала Лидия. Модель и художника связывали и общие воспоминания о России. Еще до революции Матисс приезжал в Москву и Санкт-Петербург. Более 20 лет, до последних дней жизни художника, Лидия оставалась его моделью, источником вдохновения и верной помощницей.  Матисс умер у нее на руках. Даже в моменты тяжелой болезни Лидия пыталась создать ему комфортные условия для творчества. После смерти великого мастера, все рисунки, подаренные когда-то ей Матиссом, и те его работы, которые Лидия Делекторская покупала за свои деньги, она передала советским музеям.


Не избежал очарования русской музой и другой великий художник – Пабло Пикассо. Работая с труппой Сергея Дягилева, художник услышал предупреждение от известного импресарио о том, что на русских девушках надо жениться. Увлекшись балериной дягилевской труппы Ольгой Хохловой, импульсивный испанец Пикассо так и сделал. Он женился на Ольге. В течение того времени, что Пикассо и Ольга прожили вместе, художник кардинально изменил манеру своей живописи. 


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова


Ольга стала его моделью и при этом хотела узнавать себя на портретах. Кубизм Пабло привел ее в ужас. Пикассо начал создавать свои полотна в реалистической манере художников прошлого. При этом личный вкус Ольги отразился в лучшую сторону на покупательском успехе картин. После расставания с Ольгой Хохловой уже ни одна женщина в жизни Пикассо так своенравно не диктовала ему свои вкусы в живописи.


И вот еще одна женщина –эмигрантка из Одессы Дина Верни (Дина Яковлевна Айбиндер) яркой кометой промелькнула в жизни Пабло. Он восхищался шармом и женственностью Дины. Но настоящей музой она стала для знаменитого французского скульптора Аристида Майоля.  С  Майолем девушка встретилась в 1934 году. Друг ее отца познакомил 15-летнюю Верни с 73-летним скульптором. Сначала Майоль скептически отнесся к идее работать с новой моделью. Он утверждал, что модель ему не нужна, а в крайнем случае в роли модели может выступить его жена. Но фигура Дины: полные бедра и высокая грудь просто идеально подходила для скульптуры Майоля.  Живой и непосредственный характер Верни оказал влияние и на творчество мэтра. К моменту встречи с Верни, публику уже начали утомлять массивные аллегорические женские образы Майоля, наполненные достоинством античной классики. Подвижная от природы девушка придала динамику и самой скульптуре Майоля. 


Дина Верни


Результатом работы мастера и модели стала скульптура «Река» - выражение дикой природной стихии. Неспокойный характер Верни доставлял немало хлопот мастеру. Во время Второй мировой войны Дина участвовала в движении Сопротивления, и Майолю не раз приходилось прилагать усилия, чтобы освободить ее из-под ареста. После трагической гибели Майоля в 1944 году, Дина получила по завещанию всю художественную коллекцию скульптора. После его смерти она продолжала пропагандировать искусство Майоля и в 1995 году открыла его музей.


Еще одна русская женщина, Елена Ивановна Дьяконова, без преувеличения можно сказать сотворила гения. Став женой Дали, Елена Дьяконова взяла себе новое имя Гала, что в переводе означает «праздник». И действительно для Дали она стала источником нескончаемого праздника и вдохновения. Впервые Гала и Дали встретились в 1929 году. Художник был на 10 лет ее младше, а она была замужем. Только после смерти своего предыдущего супруга, Гала и Дали официально поженились. Гала была не только музой и почти единственной моделью художника, они были как две половинки одного целого. Они думали и действовали синхронно. 


Дали и Гала


Гала поддерживала и активно участвовала в сумасбродных выходках и скандальных перфомансах своего мужа. С помощью Галы были созданы многочисленные художественные образы. Не раз художник запечатлел на своих полотнах так восхищавшие его формы тела жены. Однако роль Галы не сводилась только к идейной вдохновительницы творчества Дали. Она взяла на себя бытовые заботы и с успехом продавала картины мужа, умудряясь находить покупателей к еще даже не написанным картинам. Не удивительно, что после смерти жены, Дали навсегда забросил холст и кисти. Кажется, что вместе с ее уходом исчез и его дар творца.


Гала, Дина Верни, Ольга Хохлова и Лидия Делекторская – эти женщины просто не могли быть рядовым увлечением для мужчин. Сила их характера, ум и красота сделали их верными помощницами и источниками вдохновения великих художников.



Елена Глухова



 

Рекомендуем

Вааай, какая жэнщина – Софико Чиаурели
5 главных имён в стрит-арте
Олег Ефремов. Жизнь – это театр
Наш дом - нора, клоака, свалка. "Мышелов" на фестивале Solo
Непритязательное продолжение о самом маленьком супергерое ("Человек-муравей и Оса" реж. Пейтон Рид)
BLICK'16: "Фанатки на завтрак не остаются" реж. Марк Ротемунд
Реальные пираты
Препарировать, чтобы испугать:«Икарова железа» Анны Старобинец
Детская фабрика ("Аисты" реж. Николас Столлер, Даг Свитлэнд)
Фёдор Толстой. Стихия творчества и войны