Партнеры Живи добром

Гарри Гаррисон. Герой нашего времени


Выдающийся американский фантаст, профессиональный литератор, автор порядка двухсот опубликованных рассказов и 50 романов, гражданин Мира – Гарри Гаррисон – поистине является героем нашего времени. Его книгами зачитываются вот уже несколько поколений людей, каждый находит в них что-то свое. Но как же складывалась жизнь этого интереснейшего человека?


Гарри Гаррисон


Родился Гарри 12 марта 1925 года в Стэмфорде, США. Его мать была учительницей, а отец Генри Лео Демпси печатником из Онейды. При рождении младенца случилась одна очень интересная история: когда Генри пошел регистрировать новорождённого сына, то присвоил ему имя Генри Максвелл Демпси, в то время как семье сообщил, что мальчика зовут Гарри Гаррисон. Многие годы мальчик рос, не подозревая о наличии «второго имени». Когда всё выяснилось, стало понятно, что он стал единственным писателем, который использовал свою настоящую фамилию (Демпси), как псевдоним.


У будущего писателя была очень интересная и насыщенная жизнь.  В 1927 году, когда ему было всего 2 года,  семья Гарри сменила место жительства, переехав в Бруклин (Нью-Йорк). Его детство было безрадостным. Будучи единственным ребенком в семье, почти всегда находился в одиночестве, ведь родители не могли уделять должного времени сыну. Это были годы Великой депрессии, период массовой безработицы, приходилось часто менять квартиры. Маленький Гарри помнил, что было очень трудно, у отца не было работы. Хотя он и являлся хорошим специалистом, им приходилось прятаться от кредиторов. 


Мальчик был посвящен сам себе, рано научился чтению и письму, это были единственные занятия в свободное время. Он читал всё, что можно было прочитать, в особенности «пульпу» (дешевые издания). Так  Гарри познакомился с низкопробной литературой. Но из всех жанров ему больше всего импонировала фантастика. До двенадцати лет Гаррисон был неконтактным и испытывал  трудности в общении со сверстниками. Поэтому всё свое время он отдавал литературе, постоянно посещал публичную библиотеку, пусть и находилась она далеко от дома. Всё, что ему было необходимо, он брал из книг, читая даже на ходу.


С 1943 по 1946 годы, после окончания средней школы, служил в армии США, носил звание сержанта. Восемнадцатилетний Гарри был инструктором стрельбы, водителем грузовика, служил на военной авиабазе, был удостоен медали снайпера.  Но за несколько лет, проведенных в армии, Гаррисон всей душой возненавидел её. Впоследствии эта ненависть вылилась на страницы романов писателя, например, в антивоенном произведении «Билл, Герой Галактики» (1965).  Он говорил, что армия – это «мешанина из садизма, непререкаемого авторитета, жестокости, расизма, нетерпимости, вульгарности...». Впрочем, через некоторое время, писатель всё же изменил свою точку зрения, он стал уверять, что армия дала ему большой опыт и много ценнейших навыков, но абсолютно не подготовила к возвращению в реальную жизнь, поэтому и развила в нем такую антипатию.


Гарри Гаррисон


Чтобы не разучиться мыслить, а вероятность такого исхода была большой, во время службы фантаст увлёкся универсальным международным языком эсперанто. В дальнейшем он мог совершенно свободно разговаривать на нем и вводил его во многие свои произведения, преподнося читателю это, как способ межпланетного общения его героев. 


После демобилизации Гаррисон решил посвятить себя живописи, учился в школе карикатуристов и иллюстраторов, а также в Нью-Йоркском колледже, постигая изобразительное искусство, но не смог выдержать и года учебы. Но по природе своей он был настойчив и продолжил обучение в частном порядке. Чтобы заработать хоть немного, брался рисовать всё, лишь бы платили. Впоследствии иллюстрировал «Worlds Beyond», где в 1951 году был опубликован его первый научно-фантастический очерк «Проникающий в скалы». Для начинающего автора, Гаррисон пользовался огромным успехом у современников. Вскоре Гарри совсем переключился на редакторскую и литературную деятельность.


Немногим известно, что Гаррисон был дважды женат. После первого неудачного брака с Эвелин Харрисон, в 1951 году писатель познакомился с Джоан Мерклер, которая была спутницей его жизни до 2002 года. В 30 лет стал отцом сына Тодда. А еще через 4 года стал папой во второй раз, на этот раз в их семье было пополнение дочерью Мойрой.

В самые первые годы молодому семейству приходилось трудно. В 60-х фантасту надо было думать, прежде всего, о «хлебе насущном», а не о творчестве, денег не было даже на нормальное пропитание. Гаррисон вспоминал в одном из интервью, что главной мечтой в те времена было начать зарабатывать столько, сколько получает лифтер в издательстве, выпускающем его книги. Ровно 15 лет он добивался своей цели, а до конца восьмидесятых писатель часто был в долгах, не мог нормально зарабатывать и  расплатиться с кредиторами.


Всю сознательную жизнь Гаррисон провел в путешествиях и постоянных переездах: в 1956 году перебрались в Мексику, где  началась работа над романом «Мир смерти» («Неукротимая планета» рус.). Позднее Гаррисоны жили в разных городах Великобритании, затем в Дании, Италии и многих других городах Европы. В общей сложности его семья посетила более пятидесяти стран мира, писатель знал и мог свободно разговаривать на 8 языках. Интересно, что также он  жил несколько месяцев и в России, а последние 30 лет находился в Ирландии. После смерти жены в 2002 переехал в дом престарелых близ города Льюис в графстве Суссекс, где и скончался в 2012 в возрасте 87 лет.


Гарри Гаррисон считал себя гражданином мира, однажды сказав, что для него не существует понятия Родины. С самого детства семья мальчика меняла место жительства, поэтому он считал, что переезды – это некое проявление свободы и говорил: «Если в стране хорошо живется и работается — чем это не родина? Каждая страна очень своеобразна, я выучил разные языки, посмотрел мир, и, по-моему, это хорошо».


Романы и научно-фантастические рассказы Гаррисона популярны и по сей день. Они отличаются необыкновенной сюжетной изобретательностью.  В его произведениях преобладают увлекательные приключения, запутанные интриги, счастливые развязки. Главной особенностью романов Гаррисона – острый слог автора, наличие юмора и даже сарказма. Автор всячески высмеивал полицию, армию и власть во многих своих работах. Зачастую его главные герои и являлись объектом иронии.


Гарри Гаррисон


Уже экранизирован роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», написанный Гаррисоном в 1966. Через 7 лет после его написания американский режиссер Ричард Флайшер снял фильм «Зеленый Сойлент». Основная идея книги и фильма-антиутопии – риск перенаселенности нашей планеты, истощенности природных ресурсов, исчезновения радости и счастья у людей.


Но не только в Америке был интерес к творчеству писателя. Книги Гаррисона стали особенно популярны в постсоветской России, а Антон Молчанов и Михаил Ахманов даже удостоились написать пять последних книг из цикла «Мир смерти» в соавторстве с Гаррисоном. Также кинокомпания «Парадиз» решилась экранизировать фильм по первой части из трилогии «Запад Эдема». Продюсеры обещали не просто кино на один вечер, а настоящее интеллектуальное зрелище, чтобы никого не оставить равнодушным. Даты релиза были запланированы на 2014 год, но пока о выходе ничего не известно.


Еще при жизни Гаррисон был удостоен всяческих наград, его творчество высоко ценили во многих странах мира, в том числе и в России. В этом году герою нашего времени исполнилось бы 90 лет. Он всегда мечтал о бессмертии, чтобы можно было отправиться не только в путешествия по миру, но и на другие планеты, в другие галактики, чтобы человек смог бы добиться всех поставленных целей; с даром вечной жизни воплотить в реальность всё задуманное. Гарри Гаррисон умер 3 года назад, но его мечта исполнилась, ведь он оставил бессмертный отпечаток в сердцах многих людей.



Евгения Фалькович



 

Рекомендуем

Стражи Галактики в Москве
Открытие генеалогической выставки «Обратись к истокам»
Иван Козловский. Чародей советской оперы
Месть от кутюр («Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи)
10 фактов о Сальвадоре Дали
Клад Нарышкиных впервые выставлен в Царском Селе
"А чего вы тут делаете,а?" или взлёты и падения Элема Климова
Кино. Кристофер Нолан «Интерстеллар»
40-й ММКФ. Конкурс. "Гаспар едет на свадьбу" Антони Кордье
Поль Гоген. Постмодернизм современности