Соседство с закрытыми глазами: одна страна, две национальности
Эстония – первая страна бывшего Советского Союза, в которой разрешили однополые браки. Русские, которые живут там, относятся к этому по-разному: кто-то против, кто-то поддерживает, но большинство просто закрывает глаза. Так удобнее. Когда я переехала в Эстонию пять лет назад, мне наперебой начали говорить, что между русскими и эстонцами не то что бы вражда, но эстонцы русских не любят, и это взаимно. Сколько я слышала о том, что с эстонцами невозможно общаться, что они другие и не понимают широкую русскую душу. Эстонцы безэмоциональны, холодны и даже в постели не понять, чего им хочется. Ну и самое главное – эстонские мужчины не платят за женщин в кафе и не открывают перед ними двери.
Сначала говорили русские коллеги. Затем подключились люди с языковых курсов эстонского для приезжих. И напоследок одногруппницы из магистратуры, куда я пошла учиться, чтобы получить эстонское высшее образование. Три года разные люди говорили одно и то же почти одинаковыми фразами. Сама я с эстонцами почти не общалась, поэтому своего мнения у меня не было. Но эта логика мне не нравилась. Нет генов «русскости» или «эстонскости». Есть нормы, которые люди впитывают с детства в своей среде. Два года назад я начала общаться с эстонцами сама. На выездных работах Таллиннского Морского института я была единственной, кто не говорит по-эстонски. Поначалу мне было некомфортно, но скорее из-за языкового барьера, чем из-за другой национальности. Но я всегда могла задать вопрос на английском или даже на русском, и никакой враждебности не заметила. Может, в академической среде национальность не имеет значения. А может, эстонцы вовсе не считают русских врагами? Мне сложно судить, поскольку я сама понаехавшая и не столкнулась с событиями двадцати-двадцатипятилетней давности, когда распался Советский Союз. Для Эстонии, которая за свое существование успела побывать под Данией, Германией и Швецией, это важная веха в освобождении страны. Для русских, которые всю жизнь прожили в Эстонии и вдруг лишились гражданства, тоже. Понять можно обе стороны. И для русских, и для эстонцев – это дом, в котором они живут.
Согласно теории лингвиста Майкла Краусса, 90% языков исчезнут к концу XXI века. Эстонский язык в группе риска, поскольку в Эстонии живет меньше полутора миллионов людей, из которых коренных эстонцев примерно 905 тысяч. Неудивительно, что они хотят сохранить идентичность. Однако мир не стоит на месте, а национальность – искусственное понятие, придуманное людьми. В мире больше нет гордых галлов, фракийцев или шумеров, но они оставили свое наследие. Мы до сих пор вспоминаем, что тысячи лет назад жили народы, которых больше нет и не будет. Можно гордиться своей идентичностью эстонца или русского, но важно понимать, что через тысячу или десять тысяч лет эти идентичности станут историей. В Эстонии русская и эстонская культуры не пересекаются, как параллельные прямые в геометрии Эвклида. Русские и эстонцы обсуждают друг друга издалека, как однополые браки, которые где-то там существуют, но знать о них не хочется. Однако явление не исчезнет, если закрыть на него глаза. Так, может быть, стоит посмотреть друг на друга? В конце концов, есть не только эвклидова геометрия, в которой параллельные прямые никогда не пересекаются.Алиса Рекунова |
Рекомендуем |