Роль оперного искусства в современном обществеЗа более, чем четыре столетия существования, опера эволюционировала от музыкальной драмы до своего современного облика. Роль вокального искусства все возрастала, появились оперные примадонны, в разных странах открывались все новые центры оперного пения: «Сан-Кассиано» - первый публичный оперный театр, был открыт в 1637 году в Венеции; первый оперный театр в Германии появился в 1657 году; французская «Королевская академия музыки» открылась в 1671 году.
Оперу называют по-разному: «элитарное искусство», «искусство не для всех»… Считается, что это трудный для восприятия вид творчества. Любителей оперы принято считать людьми с отличным изысканным, даже аристократическим вкусом. Ни для кого не секрет, что ситуация меняется. Сейчас зрителей можно разделить на две категории. Есть истинные любители - те, кто серьезно разбирается в искусстве оперы, и есть те, кто просто идет в театр, потому, что это красиво, шикарно, престижно. Для популяризации жанра в нашей стране проводятся несколько глобальных мероприятий. Так например, «Опера — всем» и «Казанская осень» – это международные оперные фестивали, которые проходят ежегодно в Санкт-Петербурге и Казани. Вход на все спектакли бесплатный.
В процессе распространения жанра, опера приобрела множество проблем. Помимо специальных музыкальных училищ, консерваторий, во многих театрах существуют оперные студии или молодежные программы, благодаря которым количество выпускников — будущих оперных исполнителей увеличивается, изменяется их внешний вид и средний возраст — возникает такое понятие как «эйджизм», дотации на развитие жанра сокращаются, и все это в ущерб качеству. Эти проблемы были рассмотрены на одном из круглых столов очередной конференции Europa Opera - крупнейшей оперной ассоциации мира - в Амстердаме в июне 216 года. Тема была обозначена, как «Требования оперного рынка к современным певцам». Здесь обсуждалась тема дотаций на оперу, как государственных, так и частных, которые во всем мире сокращаются, при неуклонном росте количество певцов.
«Эйджизм» — сравнительно молодое явление. Оно появилось в 70-е годы XX в. и обозначает дискриминацию человека на основании его возраста. «Эйджизм» в опере имеет свои отличительные особенности. Сценическое действие в современном подходе к опере выходит на первый план, внешний вид для многих значит важнее вокальных достоинств. Анализируя проблему, сталкиваешься с тем, что оперные исполнители достаточно тщательно скрывают свой возраст. Например, на сайтах как Большого и Мариинского театров, так и крупнейших оперных центров Москвы и Санкт-Петербурга, упоминание возраста упускается вовсе, а на более широких просторах интернета можно найти данные только о части персоналий. Фотографии чаще всего предоставлены из лучших времен исполнителей. Молодые исполнители мало известны, они меньше оплачиваются , что является сейчас большим минусом.
Как уже упоминалось выше, в каждом уважающем себя театре есть оперная студия или молодежная программа, благодаря которой ежегодно выпускается от пяти до десяти молодых талантов. Так например, существует Молодежная оперная программа Большого театра, Академия молодых певцов Мариинского театра. Только самые талантливые из выпускников трудоустраиваются, остальные остаются невостребованными.
При работе над данной статьей, был проанализирован средний возраст певцов и певиц ведущих оперных театров нашей страны - Мариинского и Большого. Он оказался почти одинаков — 41 и 44 года. Количественно преобладают исполнители тридцати и сорока лет. Хотя, разброс достаточно велик: от 22 (участники Молодежных программ) до 70 лет. Все это говорит о том, что труппы театров если и омолаживаются, то постепенно. Таким образом, несмотря на наличие многих проблем, оперу несомненно необходимо популяризировать. Необходимо с самого детства доносить до людей понимание того, что существует такой вид искусства, как опера - музыка высшего качества.
Мария Игумнова
|
Рекомендуем |