Партнеры Живи добром

Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?


Прогрессивное современное общество придумало всевозможные способы, позволяющие упростить жизнь. Научный и технический прогресс уже давным-давно добрались и до музыкального сегмента. Теперь исполнителям стоит опасаться не только внутренней конкуренции за право быть лидером на сцене, но и специально обученных машин, свободно сочиняющих музыку для каждого слушателя. Чего стоит бояться музыкантам? Решится ли искусственный интеллект завоевать все человечество? Давайте разбираться вместе. 

Словосочетание «искусственный интеллект» стало все чаще всплывать в новостях и на страницах в социальных сетях. С каждым днем все больше и больше позиций занимает развитие умных машин. Теперь технологии добрались и до искусства. Музыкальная индустрия начала претерпевать глобальные изменения с появлением громких исполнителей, чьи имена до сих пор виднеются в топ-чартах. Удивительно, но сейчас любую песню или музыкальную подборку можно создать без участия профессионалов. Достаточно просто запустить искусственный интеллект, который выполнит работу за нескольких человек самостоятельно и без особых усилий. 


Федук

Фото: Instagram/encore.squad


Три года назад впервые всерьез заговорили о музыкальных альбомах, созданных от начала и до конца с помощью искусственного интеллекта. Это были своеобразные коллаборации с живыми музыкантами. Нейросеть сочинила «Daddy's Car», стилистически идентичную музыке «The Beatles». Тогда и всплыл важный вопрос: зачем напрягаться исполнителям, когда есть машина, которой даже деньги за работу платить не нужно?

В самом начале своего развития искусственный интеллект покусился и на классику. Известный чешский композитор Антонин Дворжак так и не успел при жизни закончить выдающееся произведение «Из мира будущего». 115 лет пьеса оставалась недописанной. Но тут появилась нейросеть, которая за 72 часа перекроила музыкальное достояние. Не хотелось бы предполагать, но Дворжак явно несколько раз в гробу перевернулся. 

До сих пор искусственный интеллект не может творить без человеческих рук. Но что будет дальше? Придется ли искать композиторам новую работу?

Мы пообщались с одним из деятелей музыкальной сферы, разбирающимся в нововведениях 2020 года. Своими мыслями поделился Вячеслав Глушков – диджей и креативный директор Epicc Agency. Слава постарался объяснить редакции, как сейчас работает музыкальная индустрия и чего ждать от дальнейшего технического прогресса. 


Слава

Фото: Instagram/slavagee


Сталкивался ли ты с искусственным интеллектом в данном сегменте? Мешали ли подобные изменения твоей работе? 


Вячеслав: Сталкивался. Даже слышал некоторые треки, но для меня это не стало открытием, которое могло бы приобрести особую популярность. Можно полагать, что это все находится в зачаточной стадии или уже признано провальной идеей. Все нововведения, связанные с технической начинкой устройств (девайсов, пультов, микшеров), это, как правило, что-то важное и классное. Это упрощает работу и дает больше возможностей для проявления себя как музыканта. У ребят старой закалки, которые учились по каким-то канонам некоторое время назад, конечно же, случаются неловкие ситуации. Чаще всего, они вынуждены привыкать к кардинальным изменениям и адаптироваться.


Каким ты видишь дальнейшее применение искусственного интеллекта в музыке? Есть ли в нем плюсы и минусы? 


Вячеслав: С помощью искусственного интеллекта ученые проанализировали огромное количество композиций, которые занимали в свое время «Billboard Hot 100» или других важных чартов, и якобы смогли выявить некоторые закономерности в создании хита. Но я до сих пор не слышал ничего стоящего из треков, созданных ИИ. Либо эти исследования были некорректны, либо сам формат взаимодействия ИИ с музыкой нерелевантен. Я с трудом вижу полностью спродюсированную музыку искусственным интеллектом, но при этом допускаю детальное делегирование обязанностей нейросети. В этом много плюсов. Как минимум, с развитием новшества, юридические требования подстраиваются и приобретают расширенный спектр прав и обязанностей. 


Нужны ли вообще музыканты, если есть программа, которая может написать качественней трек без помощи человека?


Вячеслав: Конечно, как и художники, и другие многие профессии, связанные с креативом. Пока еще этих людей заменить полностью ИИ невозможно. Я допускаю, что через несколько десятков лет это может случиться, но пока на горизонте не маячит достойная машина, которая может заменить именно креативное восприятие важных сфер деятельности. Мне до сих пор очень тяжело представить композиции, полностью реализованные искусственным интеллектом. Это кажется немного бездушным. Такого количества фанатов, по крайней мере, на нашем веку у этого процесса и у этой музыки не будет. Трепетное отношение к исполнителям, которые работают на искусственном интеллекте, пропадет. Это будет менее чувственная и доверительная история.


Может ли технический прогресс быть душевным? Разве в этой беспристрастрастности нет своего шарма и ряда преимуществ?


Вячеслав: Это все равно алгоритм, пусть и гипер-интеллектуальный. Душа, как раз, и отличает ИИ от человека разумного. Может его и научат заменять, но верить в это особо не хочется. А шарм да, наверное, есть. Но кажется, что он недолговечен. Условно, проведут одну вечеринку с ИИ-диджеем и все. Как событие это интересно. Но вот вопрос: вернутся ли слушатели на подобное мероприятие? Думаю, вряд ли.


тусо

Фото: Instagram/encore.squad


А кто тогда решает, что трек хороший? Есть ли у тебя личные критерии оценки творчества других музыкантов? 


Для каждого человека «хороший трек» это разные вещи. Качественная музыка это та, которая отзывается у слушателей. Это может происходить по-разному. Кого-то заинтересовала мелодика или звучание отдельных инструментов, как гитарное соло. Это может быть и ассоциативный ряд. Допустим, у тебя удачное свидание прошло под этот трек. Соответственно, когда ты слышишь эту мелодию, у тебя возникают приятные ассоциации. Это может быть любая музыкальная составляющая, которую сейчас принято называть «вайбом». Она заставит тебя либо разрывать танцпол, либо грустить. Здесь нет четких критериев. Я уверен, что у каждого трека найдутся поклонники и назойливые хейтеры.


Пока у деятелей музыкальной индустрии есть работа, нейросеть экспериментирует с написанием фоновой музыки, которую используют в общественных заведениях: ресторанах, торговых центрах и спортивных залах. Плюс ко всему, искусственный интеллект служит источником вдохновения. Исполнители слушают подборки, составленные умной машиной, и проецируют их на свое творчество. 

Британские ученые указывают на чисто технические вопросы. Например, что AI-музыка пока не звучит как нечто, созданное человеком. Но это лишь вопрос времени. Музыканты же подходят к вопросу философски. Деятели искусства уверены, что человеческий мозг не приучен к структурам и последовательностям, которые предлагает нейросеть. Остается только гадать, как далеко программисты готовы зайти в развитии ИИ в музыке. Стоит ли музыкантам и композиторам готовиться к скорейшему буму искусственного интеллекта?



Софья Габрилян




 

Рекомендуем

Осязаемая реальность Эндрю Уайета
Конвейер дал сбой («Черная вдова», реж. Кейт Шортланд)
Алексей фон Явленский: «Моя работа — это моя молитва, высказанная красками»
Михаил Пуговкин. Слушайте, я не узнаю вас в гриме! Кто вы такой?
Главное, чтобы костюмчик сидел
Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)
«Лаборатория моды Вячеслава Зайцева». Зачёт
VII Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры»
Экскурсия по инопланетным мирам ("Валериан и город тысячи планет" реж. Люк Бессон)
«Волшебный мир. Гофманиада»