Луна над театром “Ромэн”
30 октября в московском театре “Ромэн” прошел концерт американского джазового квинтета Q’d Up. Московская погода в последнее время не дает поводов для радости, однако кое-где все еще можно найти уют и тепло. Театр “Ромэн” теперь согревает публику не только горячими цыганскими спектаклями, но и классическим американским джазом - в столицу приехал квинтет Q’d Up из штата Юта. История коллектива началась в 1983 году в Университете Бригама Янга. С тех пор квинтет выпустил четыре студийных альбома и завоевал уважение в джазовом сообществе. Сейчас команда состоит из мультиинструменталиста-духовика Рэя Смита, клавишника и аранжировщика Стива Линдеманна, барабанщика Джея Лоуренса, гитариста Рона Солтмарша и басиста Эрика Хансена. Все музыканты преподают в Университете Бригама Янга, играют вместе джаз, а также занимаются сольными проектами. Например, Рон Солтмарш пробовал себя в кантри-музыке, а Джей Лоуренс записывал саундтреки к таким фильмам, как “Джуманжди”, “Геркулес” и “Человек в железной маске”. На последних трех альбомах Q’d Up сотрудничали с вокалисткой Келли Эйзенхауэр, которая в своей карьере работала с Королевой соула Глэдис Найт и Бостонским оркестром Кита Локхарта. Концерт в театре “Ромэн” проходил в рамках международного фестиваля “Мир контрабаса”, призванного популяризировать инструмент, издавна считающийся не более, чем аккомпанирующим. Уже в начале первого отделения этот миф был развенчан. На сцену вышли пианистка Анна Расина и контрабасист Большого театра Александр Парсаданов. Короткая пьеса - и вы уже не сомневаетесь в том, что контрабас может солировать. Причем, брать на нем можно в том числе высокие ноты, и их звучание зачастую даже глубже, чем у виолончели.
Затем на сцене появились сами хедлайнеры концерта. Зазвучал старый добрый американский джаз. Рэй Смит и Рон Солтмарш сразу выдали несколько эффектных соло, заставив публику аплодировать. В один момент исчезло ощущение места и времени. Мягкий саксофон, гитара с легким овердрайвом, звонкие клавишные - можно было просто закрыть глаза и перенестись из дождливой Москвы в солнечную Калифорнию. Или на Кубу, о которой меланхолично пела гитара Солтмарша, а затем - романтично и беззаботно - фортепиано Линдеманна в композиции Fool Moon Over Havana. Большая южная луна засияла над театром “Ромэн”. Как оказалось, в Москву профессора джаза приехали не одни. С собой они привезли троих студентов Университета Бригама Янга, которые дополнили духовую секцию. С флейтой, тромбоном и трубой Q’d Up сразу зазвучали разнообразнее и мощнее. Первое отделение концерта закончилось заводной композицией Marshmallow Jump в стиле Элвина Джонса, написанной Роном Солтмаршем. Второе отделение снова началось с контрабасистов. Александр Парсаданов на этот раз вышел в дуэте с коллегой по инструменту Олегом Самойловым. Получилось еще более живо и нестандартно, чем в первый раз. При этом, музыканты проявили себя и как артисты - их постоянные переглядывания, остроумная мимика, а также отработанные телодвижения (своеобразные танцы с контрабасом) добавили номеру театрального шарма. На этом вступительная часть второго отделения не закончилась. Ученик детской школы искусств №10 Данила Мягков сыграл несколько коротких произведений под аккомпанемент Стива Линдеманна и Джея Лоуренса. Семилетнего контрабасиста увидишь не часто! Данила получил самую громкую порцию аплодисментов за вечер и два букета цветов. После этого к публике вернулись остальные члены квинтета и студенты. Q’d Up сыграли несколько композиций, в числе которых наиболее выделялась Snowdrift Рона Солтмарша. По ритму и развитию она напомнила знаменитый “Караван” Дюка Эллингтона, однако настроение, которое она в себе несла, было совсем иным - светлым, рождественским. Этот караван идет не по пустыне, а по заснеженному американскому городку в преддверии Нового года, когда все украшают дома и прячут подарки. Даже не всегда точные импровизации студентов, заставлявшие морщиться Рэя Смита, не могли испортить эту прекрасную теплую атмосферу зимнего праздника.
Второе отделение также запомнилось появлением на сцене музыканта театра “Ромэн” Эдуарда Домбровского. Рэй Смит представил его, как “одного из лучших гитаристов в округе”, и Эдуард доказал, что это было сказано неспроста. Виртуозные соло сначала на акустической гитаре, а затем и на Gibson Les Paul привели в полнейший восторг публику и музыкантов Q’d Up. Стив Линдеманн и Рэй Смит обменивались понимающими взглядами, а студенты завороженно слушали игру виртуоза и улыбались. Концерт закончился, и Рэй Смит поблагодарил всех: слушателей, музыкантов, организаторов. “Завтра утром мы улетаем”- сказал он, и от этого стало немного грустно. Наверное, потому что концерт получился очень уютным и добрым, даже “семейным”. А теперь нужно снова возвращаться на темные осенние улицы города, к работе, учебе, проблемам. Но зачем думать обо всем этом в такой вечер, когда даже на плотно затянутом тучами московском небе можно увидеть луну! Ту самую - кубинскую.
Глеб Томашевский
|
Рекомендуем |