Агриппина Ваганова. Великий профессор великих учениц
«Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины», - Агриппина Ваганова.
Ее называли «царицей вариаций», идеально отточенное мастерство движений дало ей возможность танцевать в балетах Мариинского театра, однако, только на второстепенных ролях. Ваганова всю жизнь мечтала о крупных сольных партиях, особенно, о главной роли в любимом балете «Лебединое озеро», но такие подарки судьбы она стала получать лишь не задолго до окончания своей карьеры.
Груня Ваганова родилась 6 июля 1879 года, в семье капельдинера Мариинского театра Якова Ваганова. Семья была небогатая, поэтому решение отправить девочку в Петербургское театральное училище в балетный класс имело за собой экономическую подоплеку: ученицы получали бесплатный пансион. Будучи угловатой, не обладающей выдающимися внешними данными балериной — скорее, наоборот, ее отличали большая голова и не очень красивые ноги — единственным, что помогло ей достичь успеха, стало невероятное упорство, которое сопровождалось интенсивной работой.
С ранних лет мечтая о сцене, Ваганова готова была трудиться. Ей приходилось повторять одни и те же движения вновь и вновь, доводя их до совершенства, хотя это и сильно утомляло. Но результат не заставил себя ждать. Уже через год после начала обучения, Груня стала принимать участие в театральных спектаклях. Для одинадцатилетней девочки это был большой успех. Ее первой ролью стал маленький амур в балете «Спящая красавица».
Наблюдая за уже успешными балеринами, юная Ваганова поняла, что танец состоит из основных, отдельно отточенных движений, которые потом соединяются воедино. Она запоминала все особенности постановки рук и ног и затем применяла это для собственного совершенствования методом повторения. С тех пор основным критерием к постановке танца для Вагановой стала осмысленность действий, этому же учила юную балерину и одна из ее преподавателей - Екатерина Оттовна Вазем.
В возрасте шестнадцати лет она окончила балетную школу, сдав экзамен на 11 из 12 возможных баллов. К тому моменту она научилась осмысливать танец, сочетая в нем техничность итальянской школы и изящество французской. Техника была тем единственным, что позволяло выделить ее из большинства других танцовщиц. Однако сценическая деятельность на подмостках Мариинского театра стала частью ее жизни лишь через год. Критерии при отборе были таковы, что в труппу могли попасть только балерины, достигшие семнадцатилетнего возраста. Вагановой пришлось остаться в училище в роли старшей ученицы. Через год она была зачислена в Мариинский театр в качестве артистки кордебалета.
Она понимала, что сольные партии предлагаются не сразу, для этого необходимо пройти «восьмерки», «шестерки», «четверки». Время шло, а дальше «четверок» продвинуться не удавалось. У нее было множество второстепенных ролей, но для амбициозной артистки этого было недостаточно. В те годы балетмейстером Мариинского театра был Мариус Петипа, приветствующий изящество и женственность в танце, чем не отличалась Ваганова. Мешали продвижению карьеры артистки и ее колючий характер, и острый язык. Тем не менее пресса отметила талант второстепенной героини, так в рецензии на балет «Пробуждение флоры» ей были посвящены буквально пару строк.
В 1904 году Агриппина Ваганова связывает свою жизнь с уже женатым поклонником ее творчества, полковником царской армии Андреем Померанцевым. У них рождается сын Александр. Несмотря на уже имеющийся штамп в паспорте, Померанцев очень любит Ваганову и их поистине можно назвать счастливой семьей. Через некоторое время они возьмут на попечительство двух детей погибшей сестры Агриппины Яковлевны.
Спустя четырнадцать лет после начала карьеры, Ваганова добивается желаемого и начинает получать предложения с сольными партиями. Помимо главных ролей в балетах «Ручей», «Жизель», «Конек-Горбунок», она получает и давно желанную партию Одетты-Одилии в «Лебедином озере». Эта постановка балерине дается не сразу: образ оживленной Одилли был для артистки легче, чем нежная и женственная Одетта.
Бенефисом в карьере Вагановой стал балет «Ручей» по ее собственному выбору, где она исполнила сольную партию Наила, поставленную ее учителем, Николаем Легатом, специально для своей ученицы. Четкость линий, сильный прыжок, «стальной» носок — все это стало отличительными чертами вагановского стиля. На этом только начавшаяся удачная карьера великой балерины закончилась. С тех пор Ваганова будет учить других работать за станком, а сама останется в тени имен учениц, которые, бесспорно, превзойдут своего учителя.
1917 год принес балерине много несчастий. Помимо окончания карьеры, уставший от тяжелого положения в обществе, навязанного революционной борьбой, заканчивает жизнь самоубийством муж Агриппины Вагановой, оставляя ее один на один с неизвестностью. Она одна из немногих, кто рискнул остаться в разрозненной стране, именно благодаря ей классический балет сохранился в своем первозданном виде. Добивал голод. Знаменитая балерина начала выступать на концертах за еду, а площадками для таких мероприятий зачастую становились крохотные театры или фойе. Благо в скором времени известную своим упорством и силой воли танцовщицу приглашают преподавать в частную балетную студию. Однако отношения у Вагановой с директором студии складываются тяжелые, его больше волнует экономическая выгода, чем искусство. Тогда барина переходит в школу им. Волынского.
Вскоре она становится преподавателем в балетном училище Мариинского театра в классе усовершенствования балерин, держащимся исключительно на энтузиазме учеников и учителей. Ваганова отличалась своей требовательностью и строгостью, воспитанницы долго не могли привыкнуть к жестокому характеру педагога, однако, они вынуждены были подчиниться напору и воле великого учителя. Она требовала от учениц того же, что делала сама: осмысленности движений. Необходимо было, в первую очередь, думать головой.
Ваганова постоянно совершенствовала свою методику преподавания, уделяя внимание индивидуальности каждой балерины. На первом месте для нее всегда был академический танец: сначала ученица должна была освоить классические движения и довести их до совершенства, только после этого им предлагалась «свобода» стиля танца. На собственном теле Ваганова изучала работу мышц, а после, применяла эти знания в своих уроках. Ее ученицы всегда отличались горделивой осанкой, четкостью линий и сильным прыжком, как и сам мастер.
Среди ее учениц значатся такие имена, как Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Кирилова, Кургапкина, Шелест, Балабина, Нина Анисимова, Ольга Моисеева, Ирина Колпакова и другие. Однако, не все из них сохранили память о Великом учителе, некоторые отвернулись от нее в тяжелые годы. Одной из самых благодарных стала, выделяющихся на фоне других танцовщиц, Марина Семенова, которая позже займет свою нишу в Большом театре и навсегда станет желанным гостем в семье Вагановой. Она же посвятит своему преподавателю кассету «Великий профессор великой ученицы», в которой попытается воспроизвести уроки, проводимые для них балериной.
В 1934 году в возрасте пятидесяти лет Ваганова выпускает книгу под названием «Основы классического танца», которая до сих пор остается хрестоматией для учениц балетных школ. В этой книге она систематизировала процесс обучения, раньше такого не было и все занимались по разным методикам. Она описывала как лучше распределять нагрузку в зависимости от возраста и структуры тела. Эта книга приобрела популярность и за границей, об этом свидетельствуют множество чеков, сохранившихся в квартире артистки. В этом же году Ваганова получает титул народной артистки РСФСР.
Однако, преимущества классического танца разделяли не все. Таким был новый художественный руководитель Мариинского театра Федор Лопухов. Он ставил два вида спектаклей: классические, оставляя их нетронутыми, и современный балет с акробатическими элементами, имеющими привлекательность в лице революционно-настроенной публики. Второй Ваганова не признавала. Она была ярой сторонницей классики и стойко сражалась за свои убеждения, сменив через несколько лет Лопухова на его посту.
Теперь, когда Агриппина Яковлевна могла себе позволить любые прихоти, она взялась за редактуру «Лебединого озера», поставленного когда-то Петипа. Она убрала лишние, непонятные зрителю жесты и привнесла новые элементы. На сегодняшний день в некоторых постановках до сих пор сохранилась сцена первой встречи Одетты и принца, поставленная Вагановой. После успешной премьеры Агриппина Яковлевна взялась за совершенствование «Эсмиральды».
Революционное движение набирало обороты, и публика стала требовать изменений в репертуаре: им не хотелось видеть классический балет, они ждали перфоманса. Ученицы жаловались на недостаток партий, они не хотели участвовать в новаторских спектаклях. Ваганову отстранили от должности художественного руководителя за несоответствие требованиям аудитории. В какой-то степени она была даже рада этому факту: теперь она могла посвящать все свое время классу усовершенствования балерин.
С началом Великой Отечественной войны занятия пришлось прекратить. Театр и школа были эвакуированы в Пермь, а Агриппина Яковлевна осталась в Ленинграде, однако, из-за тяжелого состояния здоровья в скором времени вынуждена была последовать за ними. Занятия продолжились.
В 1943 году Ваганова вернулась в Москву, где ей было присвоено звание профессора хореографии, а затем была направлена в Большой театр для занятий с ведущими балеринами. Там она познакомилась с Майей Плесецкой, на чей стиль оказала сильное влияние. Сама Майя вспоминает этот короткий период с неким восторгом и сожалеет, что не имела возможности больше времени провести с великой балериной. Так как после конфликта с начальством, через год Ваганова вернулась в Ленинградское училище.
Ваганова продолжает заниматься со своим классом, но годы берут свое. Артистка сильно болеет и уже не в состоянии выйти на сцену, на последнем выпускном спектакле своих учениц. Врачи запретили ей проводить занятия, и она отдала свои полномочия одной из своих воспитанниц — Наталье Дудинской.
5 ноября 1951 года великой балерины не стало. В память о ней было открыто училище, которое сейчас носит название «Академии Русского балета им. Вагановой», расположенного в Санкт-Петербурге по адресу ул. Зодчего Росси, дом 2.
Мария Сурмина
|
Рекомендуем |