Андрей Миронов. Не тратьте жизнь впустую
Сцена и Андрей Миронов были предназначены друг другу судьбой. Будущий актер, согласно легенде, родился на сцене. И первый шаг навстречу смерти сделал так же — на сцене. И по пути в больницу всё повторял не успевшие прозвучать реплики. Он был одним из самых великих актеров своей современности и остается великим и по сей день.
В одной известной советской семье 7 марта 1941 года родился сын. Назвали его Андреем. Андреем Александровичем Менакером. Но родители, Александр Семенович Менакер и Мария Владимировна Миронова решили сделать подарок всем женщинам и записали в графу о рождении сына дату — 8 марта.
С самого детства мальчик рос творческой и яркой личностью. Он часто играл со своим сводным братом, Кириллом Ласкари, представляя себя участником ждаз-бенда. Андрей был барабанщиком (а его инструментами были кастрюли и поварешки), а брат играл на рояле. Практически ежегодно он уезжал на лето в Дом отдыха Художественного театра. В гости к семье часто приходили известные творческие люди — Михаил Зощенко, Фаина Раневская. Самым частым гостем был Леонид Утёсов.
«Всё мое детство было связано с ним, с его песнями»
Отец часто придумывал веселые и оригинальные развлечения. Например, однажды они с маленьким Андрюшей проникли «зайками» в цирк, потому что господин Менакер «потерял билеты» (в своем кармане) и придумал целую секретную операцию по проникновению на «чужие места». Хотя мальчик впоследствии разоблачил этот хитрый обман.
Однажды юный Андрей вышел на сцену к родителям, чем вызвал неугомонный хохот в зале, и твердую уверенность родителей, в какую степь подастся их сын.
В школу Андрей начал ходить в 1948 году под фамилией Менакер, однако в 1950-ом, из-за начавшегося «Дела врачей», родители сменили фамилию сына на Миронова, дабы не портить мальчику жизнь еврейскими корнями. Андрей всю свою последующую жизнь старался не упоминать фамилию своих предков. Знали об этом только его самые близкие друзья и родные. Однако, на вопрос Григория Горина, какую бы фамилию хотел бы носить Андрей, если бы не был Мироновым, актер не задумываясь ответил: «Менакер».
«Пожалуй, больше всего его, все-таки, привлекало лицедейство»- так говорила Мария Миронова о своем сыне.
Он часто уходил на каток, но, вместо того, чтобы кататься самому, он следил со стороны за всем происходящим на льду. Хотя отец с матерью не хотели видеть своего Андрея актером. У него был на очень хорошем уровне английский язык и родители видели его студентом Иняза.
В 7ом классе Андрей впервые вышел на сцену в роли немца фон Краузе в спектакле по пьесе Константина Симонова «Русские люди». И сыграл эту эпизодическую роль, затмив при этом всех остальных героев постановки.
Будучи в девятом классе Андрей пошел в театральную студию, а после окончания школы, в 1958 году, он поступил в «Щуку» при театре им. Вахтангова.. Родители никогда не отговаривали его от этой затеи и искренне желали добра и поддерживали его. Но они никогда не говорили, что быть актером просто и это будет «легкая жизнь».
Первой его кино-работой стала роль Петра в фильме 1962-ого года «А если это любовь?» Юрия Рейзмана. И позже Миронов часто с благодарностью вспоминал своего учителя, создавшего на съемочной площадке абсолютно театральную атмосферу. Это было необыкновенно важно для начинающего актера.
«Из театра я не уйду никогда, я просто не могу без него существовать»
Летом 1962-го года Андрея приняли в труппу Московского театра сатиры, где он провел всю свою жизнь. В свой первый же месяц Миронов оказался на сцене в спектакле «24 часа в сутки» и тогда же был задействован в постановке «Дамоклов меч», где он сыграл Толстого. После этого он снискал любовь главного режиссера театра — Валентина Плучека — и долгое время оставался под его крылышком. Однако позже эта любовь переросла в соперничество.
Андрей Миронов очень тонко чувствовал всех своих героев. Например, в «Дон Жуане, или Любви к геометрии» актер показал всю разочарованность Жуана в жизни. «Он не делал Жуана сверх-человеком», он убивает его и превращает в «заурядного обывателя».
Или же его восклицание на репетиции «Женитьбы Фигаро»: «Я не могу играть с актрисой, в которую не влюблен!» показывает всю романтичность и чувствительность его натуры. К тому же, эта фраза была произнесена не без основания. В фильме «Три плюс два» Миронов играл с обворожительной Натальей Фатеевой, отношения с которой чуть не закончились свадьбой. Этому помешала Мария Владимировна, мать актера, которая очень жестко контролировала как карьеру, так и личную жизнь Андрея, и ревновала сына почти ко всем его серьезным любовным увлечениям.
Одним из самых запоминающихся качеств Андрея Миронова была пластичность. Не раз критики отмечали его прыгучесть, пластичность, «необыкновенную легкость и естественность», музыкальность. Он мог упасть со сцены в оркестровую яму (что и произошло в 1963 года в «Гурии Львовиче Синичкине») и тут же вскочить обратно, чем вызывал бурю аплодисментов.
«Кинематограф дает простор для эксперимента, позволяет попробовать себя в разных, часто полярных жанрах»
Молодой актер с огромной скоростью набирал популярность у любителей как театра, так и кино. Он запомнился зрителю блестящим комедийным актером: знойный повеса, недотепа или очаровательный плут — все эти образы Миронов от фильма к фильму, от спектакля к спектаклю развивал и все шире и глубже. Он мог показывать казалось бы таких привычных героев с совершенно новых ракурсов (роль Жадова в «Доходном месте»). Он мог быть страстным, наивным, оптимистичным, гневным, порывистым. А в следующей постановке источать обаяние мысли и веры, быть социально эмоциональным. Он великолепно перевоплощался из одного образа в другой.
Однако его легкость и не раз сыграла с ним дурную шутку. Как бы он ни хотел, но предложений от более серьезных режиссеров, например таких, как Тарковский или Михалков, ему не поступало. Так, например, когда режиссер Марлен Хуциев предложил ему сыграть в «Июльском дожде». И вместо того, чтобы вложить в одну единственную реплику всю трагедию одиночества героя, Миронов совершенно двусмысленно и неподражаемо сложил весь зал пополам, полностью исказив смысл. Фраза была следующей: «И потом, мне нужна женщина (тут Миронов продолжать не стал), ...которая бы меня понимала».
«Эстраду я действительно люблю и даже стараюсь относиться к ней и своей эстрадной деятельности серьезно»
Несмотря на то, что Андрей Миронов был искренне предан театру, он все равно с большим удовольствием оставался со зрителем тет-а-тет. Он был потрясающе ярким шоуменом. Публика безумно его любила и на всех концертах были полные аншлаги. Миронов выпустил несколько грампластинок и достаточно часто ездил с гастролями зарубеж.
«В нашей стране, чтобы жить, нужно умереть»
В августе 1987 года Андрей Миронов гастролировал вместе с театром в Риге. Вместе с ним там же оказалась и вся его семья — мать, обе жены (Екатерина Градова и Лариса Голубкина), обе дочери (Мария и падчерица Мария Голубкина), все друзья. 14 августа он не доиграл совсем немного до конца спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и потерял сознание прямо на сцене. Его отвезли в больницу Гайльэзерс, где был поставлен диагноз — обширное кровоизлияние в мозг. Через два дня, даже находясь под пристальным присмотром врачей, актер скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище 20 августа 1987 года.
Ирина Гюне
|
Рекомендуем |