Партнеры Живи добром

Екатерина Максимова. Жизнь во имя танца


…выходи танцевать - о себе, о таком себе, 
коим ты был задуман и создан; 
как есть, для танца.

«Я вот никогда не хотела оказаться на сцене вместо кого-то, особенно когда смотрю спектакли своих учеников. Наоборот даже, думаю: как хорошо, что это не я. Не я там задыхаюсь, не я натягиваю эти балетные туфли. Ведь это невыносимо, когда все ноги стерты, больно, а ты все равно должна репетировать». Так говорила Екатерина Максимова, советская балерина, тонкая и воздушная Мари-принцесса из «Щелкунчика», нежная Джульетта и надломленная Фригия.


Екатерина Максимова


Рождение легенды

Катя Максимова, обычная советская школьница, жила в семье инженера и журналистки, росла обычной девочкой со ссадинами на коленях и двойками в школьном дневнике. Но однажды соседка Кати балерина Гельцер рассказала ее маме, что у девочки есть все данные для того, чтобы стать балериной. Так худенькая, легкая, летящая Катя оказалась в Московском хореографическом училище. И мечта девочки о танцах начала сбываться. 


Было, однако, нелегко. Ссоры с педагогами, стертые в кровь ноги, как и у каждой балерины, многочасовые тренировки с лихвой восполнялись только выступлениями, ради которых жила, дышала и танцевала Катя Максимова. И ее карьера стала стремительно идти в гору – от птички в свите феи Весны в балете «Золушка» до специально написанных для Максимовой партий (уже в подростковом возрасте она исполнила роль Маши-принцессы в «Щелкунчике», которая была создана именно для такой балерины, удивительно гармоничной девушки 8 класса балетной школы). Именно тогда Екатерина Максимова почувствовала вкус успеха и радость признания. И тогда же пришла любовь.


Двое не спят

Владимир Васильев учился с Екатериной Максимовой в одном балетном классе. Шаг в шаг ступали они друг с другом по жизни еще с самого первого класса. Вместе их взяли в Большой театр, ставший для обоих домом, вместе же они и поступили в труппу, где оба сразу же начали исполнять главные роли. Удивительные, гибкие, воздушные, Максимова и Васильев на долгие годы стали отражением друг друга. 


И студенческая романтика, когда в качестве праздничного ужина служила гречка с картошкой в столовой Большого театра, а вместо прогулок под луной были короткие паузы между репетициями, по воспоминаниям танцоров, надолго связала их чистой и искренней любовью. Как у Ромео и Джульетты, как у Фригии и Спартака, как у Икара и его жены. Как и у всех тех, кого они играли на сцене и на гастролях. 


Но вместе им было чудовищно трудно. Это только кажется, что слаженный танец невозможен без абсолютной гармонии в семейной жизни. Были и ссоры, и скандалы, и многочисленные повторения одной и той же партии, и даже увлечения на стороне. А потом все забылось. Уже на пенсии, когда можно было хотя бы на выходные вырваться за город, чтобы отдохнуть на даче. Ведь после 55 лет совместной жизни можно понять, что Максимова и Васильев были созданы друг для друга. 


Екатерина Максимова


Дурманящий запах кулис

Слава пришла к Максимовой еще в 1958 году. В преддверии 60-х уже запахло сладкой свободой и молодым авторам и режиссерам разрешили пробовать новые формы. Тогда на сцене большого театра был поставлен балет «Каменный цветок» балетмейстера Юрия Григоровича. Главные партии исполняли, конечно же, Васильев и Максимова – сильные актеры, идеальные танцоры и смелые новаторы. Именно их живая техника и привлекла Григоровича, принеся успех всему балету.


А после Максимову приняла под свое крыло сама Галина Уланова, которая исполняла партию Марии в «Бахчисарайском фонтане». Именно эта роль стала ключевой для Екатерины. Она далась балерине нелегко, но критики отмечали, что рисунок танца, столько непохожий на манеру Улановой, был очаровательно свеж и искренен. После этого Галина подарила Максимовой свой молоточек для разминания туфель, который сейчас хранится в музее. А потом была «Жизель», и оглушительный триумф последовал за ней.


Екатерина Максимова


«Маленький эльф»

Такое прозвище дали Екатерине Максимовой зрители ее зарубежных выступлений в США и Канаде. Успех шел за маленькой балериной по пятам. Австрия, Скандинавия, Китай – весь мир постепенно очаровывался ее удивительной легкостью и огромным талантом. 


А после состоялась премьера Максимовой в кино, ставшая и своеобразной премьерой ее семейной жизни. После работы над фильмом-балетом «Золушка» Максимова и Васильев отметили торжественную свадьбу во Франции. И уже через много лет совместной жизни партнеры выявили закон гармоничного семейного счастья – страшны не измены или волнения, страшно молчание, когда партнер не может тебе рассказать о своих проблемах. Молчания между ними никогда не было.


Падение Икара

Ни успех, ни дальнейшее стремление к карьерным вершинам не вскружили голову Екатерине. Она сыграла жену Икара в одноименном балете, придав образу женщины неуловимую прелесть вечной, непреклонной спутницы.


И в одночасье все оборвалось. В 1975 году Екатерина Максимова получает серьезную травму позвоночника. Все попытки выйти на сцену оборачиваются ухудшением состояния. Требуется серьезное лечение, а врачи прогнозируют, что балерина не сможет даже ходить. 


Курс лечения продолжался год. Но через этот год, благодаря волшебству врача, Екатерина Максимова снова выходит на сцену и играет Джульетту, как в самом начале своего танцевального пути. И в 1977 году после встречи с Бежаром Екатерина Максимова снова заявляет о себе на весь мир в балете «Ромео и Юлия», показывая глубоко прочувствованный образ главной героини. 


Голубой экран славы

Максимова начинает активно сниматься в кино. Трепетные девочки-балерины, гадкие утята, впервые вставшие к станку, нежные бабочки в легких платьях, маленькие творцы как в фильмах Чарли Чаплина – все эти амплуа талантливая актриса ярко и графично изобразила в кино. Ее работами стали фильмы «Трапеция», «Дуэт» об отношениях и творчестве Максимовой и Васильева, «Галатея»  с Марисом Лиепой, «Моя прекрасная леди», где уличная цветочница постепенно учится танцевать так, чтобы захватывало дух.


Для тоненькой, по-мальчишески стройной актрисы были приготовлены и роли травести. «Старое танго» и «Петер» – слияние хореографии и акробатики, озорная Шура Азарова в «Гусарской балладе» (балет под руководством Брянцева).


Екатерина Максимова


Преемственность балетных поколений

Балет для Екатерины Максимовой – это страсть и дело всей жизни. После окончания карьеры на сцене с 1982 года она начала преподавать в ГИТИСе, сейчас Российской академии театрального искусства, а уже в 1990 стала педагогом театра «Кремлевский балет». Но о пенсии было думать еще рано. Еще не так сильно манило спокойствие и размеренная жизнь с Владимиром Васильевым, как сцена и обучение молоденьких балерин.


Последний раз Екатерина Максимова вступила на сцену в 1999 году. Ее жизнь тогда была очень бурной и оставалась такой же через 10 лет. Тренировки, уроки, гастроли, массаж, редкие выходные, съемки и интервью… И только 28 апреля 2009 года Екатерина Васильева не пришла в Большой театр на репетицию «Лебединого озера». В это время ее нашли мертвой в своей комнате. Пожилой матери балерины сообщили, что дочь скончалась от острой сердечной недостаточности.


А жизнь Екатерины была как один нескончаемый танец, полет, мгновение между прыжком на пуантах до того момента, когда туфли снова опускаются на твердую сцену. Танец всей жизни, танец во имя жизни. 



Анна Степанова



 

Рекомендуем

«Аудиенция» – блестяще тонкая интеллектуальная постановка
Энн Дворак: пожертвовала карьерой ради любви
Опера «Евгений Онегин» - история создания
По дороге к выживанию
Ретроспектива Юлиана Радльмайера в «Фитиле»
Величие Халка Хогана
Новогодняя шарада – Семён Фарада!
Open-аir Фестиваль «Подмосковные вечера» 6-й сезон, 5 и 6 июля
Театр на экране: Что посмотреть в декабре?
Что? Где? Когда? – Календарь культурных событий. Октябрь