Партнеры Живи добром

Леонид Енгибаров – «клоун с осенью в сердце»


«В каждом из нас, даже если мы в этом не сознаемся, живет мечта о сказке, в которой возможны полет без пропеллеров и турбин, где вещи подчиняются людям, а не наоборот, где смех вдребезги разбивает серость, ординарность и скуку. У этой сказки много названий, и одно из них - цирк», - так писал известный мим, великий клоун, писатель и интереснейший человек Леонид Енгибаров – герой сегодняшней статьи. Он смог открыть новую дверь в мировой клоунаде, творя настоящее волшебство на сцене. Люди переживали весь спектр эмоций вместе с ним, а он делился со своими зрителями взаимной любовью, чувствами и признательностью. И всё это не сказав ни слова…Как же сложилась его нелегкая судьба и такая короткая жизнь?


Леонид Енгибаров


Леонид родился 15 марта в 1935 году в семье простых рабочих, не имеющих никакого отношения к творчеству. Мать вела дела по дому, а отец зарабатывал деньги шеф-поваром в ресторане. Юность мальчика проходила во время войны. Уже позже, в одном из интервью, Енгибаров расскажет о своих родных местах и детских переживаниях: 


«Войну я провел в Москве, в Марьиной роще. Я пережил здесь все бомбежки, и первое, что я узнал в жизни, это были не детские игрушки, не хоккей. Это была война. Вой сирены, предупреждающий о налетах. Это наложило на меня особый отпечаток. И пока я живу, я не могу этого забыть. Для меня, например, покупка коньков после войны была событием космического масштаба. Первый костюм у меня появился, когда мне было далеко за 20 лет. Детство - оно всегда дорого, и, как сказал великолепный мой друг, великолепный актер Сергей Юрский, ни одного года обратно я не отдам».


Прежде чем стать цирковым артистом, Енгибаров пробовал себя в нескольких других профессиях. После окончания школы Леня поступил в рыбный институт. По словам Феликса Шнейдерова, близкого друга юности, ему было все равно куда – главное не в армию. Но проучившись в выбранном учебном заведении около полугода,  будущий мим перевелся в институт физкультуры, так как первым серьезным увлечением Леонида был бокс. Он начал заниматься им еще в средней школе. Причиной послужила психологическая детская травма: когда мальчику было десять лет, его папа покинул семью. Мать старалась изо всех сил уберечь сына от жестокости в мире людей, но Енгибаров постоянно сталкивался с неприятелями; дворовые драки не обошли его стороной. Чтобы в нужный момент суметь защитить себя и свою маму, любовь благодарность к которой Леонид пронес через всю жизнь, он решил заняться боксом. Около девяти лет проведенных на ринге, он все равно остался боксером с ранимой душой писателя…


«Ты только не бойся. С тобой никогда ничего не случится, потому что у тебя два сердца. Они рядом, и если в воздухе на секунду замрет одно, то рядом забьется второе. Одно сердце дала тебе твоя мать. А второе сердце дал тебе я. И ничего не бойся.»

Новелла «Девчонке, которая умеет летать» Л.Енгибаров


Леонид Енгибаров


В 1955 году,  Л. Енгибаров поступает в Государственное училище циркового и эстрадного искусства на отделение клоунады, а затем спустя четыре года он приходит домой, держа диплом в руках, и показывает его маме, которая заплакала от счастья. Вот, что впоследствии стало известно об этом случае из интервью самого артиста: 


«Прибежала мама к подруге и говорит: «Маша, смотри, смотри, Маша», - а глаза у мамы были полны слез: она показывала диплом, в котором было написано: «Клоун-мим». Маша посмотрела диплом и сказала: «Тонечка, ты не расстраивайся, не плачь, это ведь тоже профессия!».


После этого Леонид отправляется в Ереван, с целью начать делать свои первые шаги на профессиональном поприще. Ему с блеском удается достигнуть поставленных целей: он успешно гастролирует по разным городам и странам. Везде Енгибарова ждет оглушительный успех. В 1964 в столице Чехии он был назван лучшим клоуном во всей Европе. А ему даже не было тридцати! Советского мима называли гением пантомимы, великим поэтом движения. Он с легкостью мог тронуть сердца зрителей своими репризами, настолько его пластика была чувственной. Он умел очаровывать и восхищать, мог растрогать и рассмешить за одно короткое выступление.  В одной из своих новелл он писал:


«…По ночам у вас будут болеть плечи от бесконечных тренировок, распухать кисти рук и наливаться кровью глаза… Все это, конечно, тяжело, и все-таки это рано или поздно забывается. Вот только одно никогда не забывается — это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар».


Леонид Енгибаров


Но Енгибаров не был похож на обычных клоунов того времени, которые носили  смешную одежду, большие башмаки и накладной красный нос. Леонид, в отличие от них, не одевался, как шут, выходя на арену, но, не произнеся  ни слова, он заставлял зрителей плакать от смеха. В самом начале карьеры он, правда, встретился с недопониманием - публика, привыкшая смеяться над очевидным, не была готова воспринимать тонкий сарказм, и с недоумением встретила такого клоуна. Но он не отказывался от своего амплуа. 


В дальнейшем карьера складывалась удачно: популярность, любовь публики, гастроли не только в СССР, но и за границей. Леонид Енгибаров по праву считался лучшим из цирковых артистов Советского Союза. Будучи талантливым во всем, он также писал прозу, философские эссе, сценарии своих пантомим.  Но ему все равно было этого мало, душа жаждала большего, и Енгибаров решает открыть собственное дело. В 1971 году он уходит из цирка и создает эстрадный театр пантомимы. 


Невозможно описать словами, что представляли собой миниатюры артиста. Это нужно увидеть и прочувствовать самому. Но я думаю, что главной темой всего творчества была цель донести до зрителя какую-либо светлую, позитивную идею, над которой можно   поразмышлять уже после увиденного в зале. В одном из интервью Ю. Никулин вспоминал: 


“Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно”.


Леонид Енгибаров


Отличительной особенностью было также и то, что Леонид очень любил своих зрителей, а они отвечали ему взаимностью. Ни одно выступление артиста не проходило без оглушительных аплодисментов зала. В благодарность за овации, он однажды  на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, Енгибаров достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста.


Но жизнь его, как и многих талантливых людей, не была долгой. Он прожил ровно столько же, как и другой гений: А.С. Пушкин – 37 лет. Ничего не предвещало беды: летом 1972 года Леонид приехал в Москву. Стояла небывалая  жара и засуха. Возможно, это тоже повлияло на здоровье артиста. 25 июля он умер от разрыва сердца.

Удивительно, но спустя 8 лет в этот же день по мистической случайности умер В.С. Высоцкий, который написал трогательное стихотворение на смерть любимому «клоуну с осенью в сердце». 


Этот вор, с коленей срезав путы,

По ночам не угонял коней.

Умер шут. Он воровал минуты —

Грустные минуты у людей.


Многие из нас бахвальства ради

Не давались: проживем и так!

Шут тогда подкрадывался сзади

Тихо и бесшумно — на руках…


Сгинул, канул он — как ветер сдунул!

Или это шутка чудака?..

Только я колпак ему — придумал, —

Этот клоун был без колпака.


В.С. Высоцкий 1972


Леонид Енгибаров


В день похорон артиста в Москве шел сильный дождь. Но, несмотря на это, попрощаться с любимым клоуном пришли тысячи. Вместе с ними природа оплакивала потерю талантливейшего человека, так любившего людей и так много оставившего после себя миру.



Евгения Фалькович



 

Рекомендуем

Жанна Д’Арк. Легенда, воплощённая в искусстве
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
Жорж Санд: «Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь»
Василий Шукшин. Молчальник-правдолюбец?
Екатерина Максимова. Жизнь во имя танца
38-й ММКФ. Конкурс. "Память забвения", "Голос вещей", "Худшая из женщин"
Тот самый Леонид Ярмольник
Юбилейный вечер Ларисы Гергиевой
Марлон Брандо. Почему секс-символ от Оскара отказался?
Насилие в искусстве: от эстетизации к ужасу