Партнеры Живи добром

Марис Лиепа: «Слава – это ничто. Танец – это все!»


Многие из нас живут и дышат работой? Люди искусства, наоборот, всецело отдают себя делу, уж такая это сфера, где остаться безучастным не получится. Марис Лиепа не стал исключением. Если бы не страсть, преданность и упорство вряд ли ему удалось оставить след в истории отечественного и мирового балета. Любовь к танцу проявилась не сразу.

Марис Лиепа

Первые па Лиепа выучил на родине. Отец отдал сына по совету друга в балетную студию при Латвийской опере. О профессиональном становлении речь не шла, просто хотели, чтобы хиленький Марис укрепил здоровье и приобрел хорошую физическую форму. «Балет не может быть карьерой, балет может быть только судьбой» - это понимание пришло к мальчику потом. Иногда он мог и прогуливать занятия в студии, предпочитая им футбол. Все кардинально изменилось, когда юному танцору стали давать помимо ролей в детских постановках настоящие партии во взрослых. Финальным аккордом в самоопределении стал Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве в 1950 году, на который отправили тринадцатилетнего Лиепу вместе с другими учениками. Тогда Рижское училище получило почетное первое место наряду с Московским, Ленинградским и Алма-Атинским.

Спустя три года Марис, как перспективный танцор, получает приглашение от Николая Тарасова, и его зачисляют в Московское хореографическое училище. Вот здесь он посещал все занятия и даже приходил за 10 минут до начала. После выпуска в 1955-м Майя Плисецкая предложила Лиепе отправиться в Будапешт в рамках гастролей и исполнить роль Зигфрида в «Лебедином озере». Но заветной мечтой остается Большой театр, распахнувший двери для танцора в 1960 году. Леонид Михайлович Лавровский – главный балетмейстер Большого – так вспоминал просмотр: «Первыми были два молодых солиста из Ленинграда. Один спросил: какую зарплату я могу ему обещать, второго интересовала только квартира. Я выбрал Вас [Лиепу], потому что Вы спросили: «Что я буду танцевать?» 

Марис Лиепа

А танцевал он с этого момента немало. Официальным дебютом стала партия Базиля в «Дон Кихоте». Совсем скоро был исполнен почти весь репертуар. В 1963 году Лиепу пригласили преподавать в Московское хореографическое училище, то самое, которое он закончил меньше десяти лет назад. А преподавать он начал классический дуэт, ведь Марис был еще и отменный партнер. «Я хочу сделать одно признание, – писал он. – Танцовщику всегда следует оставаться за спиной у балерины. Быть на втором плане, и именно этим заслужить честь называться первым кавалером, настоящим избранником, достойным ее любви, страдания, ревности и даже ненависти». Лиепа великолепно чувствовал партнершу, балерины отмечали: Марис прекрасно гармонировал в паре и редко показывал себя. На это оставались сольные выступления. К середине шестидесятых созревает уверенный танцор. 

Критиков особенно впечатляла его фантастическая техника и драматические способности. «Когда ты работаешь на сцене, нужно работать не на размер сцены, а на размер космоса», - считал Лиепа, отражая масштабность героев, значительность жестов. Карьерным триумфом стал балет «Спартак», поставленный в 1968 году новым главным балетмейстером Большого Юрием Григоровичем. Впервые отрицательный герой стал танцевальным. На суд зрителя предстали два равноценных мира: Спартак и Красс – своеобразное соревнование характеров, палитры красок. 

Марис Лиепа

Поначалу Лиепа хотел роль Спартака, но после одной репетиции стало понятно: лучше него Красса никто не сыграет. Ему удалось создать эмоционально-сильный образ древнеримского полководца, передать через пластику и движения его мощь. Успех был удивительный. Порой даже возникал вопрос, почему спектакль называется «Спартак», а не «Красс». Вот так долгой работой, неиссякаемым упорством Марис Лиепа завоевал место среди звезд балета. Все сложности и препятствия растворяются, когда ты болен работой и полностью ей предан, а результат и признание не заставят себя ждать.


Анна Дякина


 

Рекомендуем

Где начинается Родина («Kitoboy», реж. Филипп Юрьев)
Что интересного все находят в театре «Ковент-Гарден»?
«Терминатор: Темные судьбы» - Зачем?
Интервью с Бориславом Струлёвым
Уильям Стайрон: исследователь человеческих мук
Роджер Желязны. Как стать знаменитым писателем
ЦДМ на Лубянке открывается в свой День Рождения
Контакт и творческое приспособление: «Теория гештальт-терапии» Фредерика Перлза
Что? Где? Когда? Культурные события августа
Джорджо Вазари. Основоположник искусствознания