Марк Рудинштейн – персона нон грата
«Я просто сказал вслух то, о чем и так все знали».
7 апреля Марк Рудинштейн отмечает свой день рождения. Его фигура для отечественного кинематографа стала знаковой не только потому, что он талантливый продюсер, кинокритик и основатель одного из самых успешных российских фестивалей «Кинотавр», но отчасти и благодаря его «Мемуарам», опубликованным несколько лет назад. В своей книге Рудинштейн без прикрас рассказывает о закулисной жизни русского бомонда. Сам автор признается, что составляя эту книгу, находился в пограничном состоянии между жизнью и смертью.
Рожденный в 1946 г. в Одессе в еврейской семье, Марк с юношеских лет ищет свое место под солнцем. В послевоенное время ужесточившиеся отношения между евреями и русскими повлияли и на жизнь Рудинштейна. Постоянные конфликты в школе со своими сверстниками привели его к дракам с применением ножей, а потом и к детской колонии. Чтобы избежать бандитского будущего, в пятнадцать лет Рудинштейн переезжает в Николаев и там устраивается на судостроительный завод. Потом его призывают в армию, где он меняет ненастоящее отчество Израильевич, (на самом деле отца звали Константином, а в 1949 г. в честь образования государства Израиль он взял псевдоним) на Григорьевич, в честь деда.
После службы Марк становится студентом ГИТИСа, из которого его отчисляют по политическим соображениям, не дав возможности защитить диплом. Свое образование он продолжает в стенах Щукинского училища на очно-заочном отделении в мастерской М. Тер-Захаровой.
По окончании учебы становится директором эстрадных программ в «Росконцерте». В 1982г. на него заводят уголовное дело по статьям за «дачу взяток» и «расхищении социалистической собственности». Суд признает его виновным и выносит вердикт: 6 лет колонии с конфискацией имущества. В тюрьме Рудинштейн проводит всего 11 месяцев, его оправдывают ввиду недостаточного количества улик. В своих интервью он неоднократно подчеркивал, что время, проведенное за решеткой, напрочь лишило его чувства страха.
Рудинштейн продолжает трудиться на ниве администраторской работы. Организовывает фирму «Подмосковье», сначала тесно сотрудничавшую с шоу-бизнесом, а впоследствии ставшей кинодистрибьютерской. Именно на базе этой компании в 1990 г. в Подольске проводится «Фестиваль некупленного кино» в поддержку отечественного кинематографа, который в перестройку переживал очень сложные времена вследствие сокращения финансирования, а также из-за развала кинопроката. Кинематографическая общественность поддержала такое начинание, и уже через год было решено перенести фестиваль в Сочи. Так возник «Кинотавр», во главе которого встали сам Рудинштейн и Олег Янковский.
Рудинштейн неоднократно подчеркивал, что «Кинотавр» - это не развлечение светской тусовки на берегу Черного моря, это, прежде всего, «институт кино». Но в 2005 г. он принимает серьезное решение передать бразды правления фестивалем в руки Александру Роднянскому и Игорю Толстунову и отстраняется от дел.
Новая идея, которой так и не суждено было осуществиться, открытие, на этот раз, питерского кинофестиваля «Золотой ангел», чуть не стала для Рудинштейна роковой. Между ним и Никитой Михалковым разгорелся острый скандал. Рудинштейн потратил несколько лет на реализацию этого проекта, и как сам признается, считал его своей «лебединой песней», но, по словам продюсера, в дело вмешался Михалков и перекрыл всем кислород. Во время прений никто из них не стеснялся в выражениях в адрес друг друга. Михалков выступил на страницах «Вечерней Москвы», где заявил: «Рудинштейн всю жизнь хотел создать престижный фестиваль, но дворняге породистой собакой не стать никогда». На что его оппонент в передаче Дмитрия Диброва парировал: «Никита Сергеевич, ваш дедушка сам был дворовой. И за заслуги перед родиной получил дворянство. Так вот, лучше, когда дворовой хочет стать дворянином, чем когда дворянин хуже собаки».
Нервное напряжение, стресс, связанный с неудачей и потерей всех денежных накоплений, вложенных в «Золотого ангела» – все это серьезно сказывается на здоровье Рудинштейна. Он вдруг на два часа теряет зрение. Квалифицированная помощь врачей приходит вовремя, и глаза удается спасти, но ему ставят страшный диагноз – диабет. Он немедленно ложится в больницу и начинает свою битву за жизнь.
Каждый человек, оказавшись на краю, оглядывается назад и подводит итоги. Рудинштейн не исключение. Он начинает писать «Мемуары», в которых без прикрас рассказывает о жизни кинематографической богемы. После публикации нескольких отрывков из его книги, он становится персоной нон грата. «Мемуары» вызывают сумасшедший общественный резонанс - документальное свидетельство разврата, царящего за кулисами «Кинотавра». Передачу «Пусть говорят», посвященную этой теме снимают с эфира за несколько часов до выхода по настойчивым просьбам участников описываемых в книге событий. Сам же Рудинштейн утверждает, что главная тема его повествования – это история о гибели русского кинематографа, все остальное лишь background. «Я просто сказал вслух то, о чем и так все знали».
В очень откровенном интервью Юрию Грымову на вопрос: «Зачем?», - Рудинштейн все-таки признается, что «сорвался - сорвался больной человек, который понимает, что каждый день что-то может случиться. Я не хотел рассказывать о Янковском или об Абдулове».
«…мне стало горько. Действительно, среди этих людей нет ни одного человека, кто относился бы ко мне бескорыстно. Ни с кем мы так и не стали друзьями. Хотя не раз сидели за одним столом, выпивали, вели разговоры «за жизнь», делились своими тайнами, победами на любовном фронте, парились в бане, играли в бильярд. Они были желанными гостями на моих фестивалях, принимали их по высшему разряду, селили в лучших номерах, мой персонал был внимателен и предупредителен. Но со звездами просто невозможно дружить. С ними не стоит сближаться, чтобы не разочароваться в своих кумирах...»
Елена Полянская
|
Рекомендуем |