Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
Аврора, Китри, Жизель, Дезире, княгиня Бетси… Какое бесчисленное количество имён примерила на себя, словно пуанты, эта невероятная женщина! А сколько мужских сердец во всем мире она покорила своими изящными полётами над сценой. Ей рукоплескали Советский Союз, Япония, Америка, Франция, Испания… А какое простое и ясное имя – Майя… 1925 год, Москва. Повсюду снуют трамваи и автобусы, люди спешат попасть на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку, которая позже станет крупнейшим в мире экспозиционным, музейным и рекреационным комплексом. Этот город подарил нам маленькую Майю Плисецкую, родившуюся в большой еврейской семье. Прелестная девочка росла среди людей, чья жизнь была неразрывно связана с танцами, балетом и кино. В такой атмосфере любой затанцует! Мама Майи была актрисой «немого кино», где блистала в ролях восточных женщин, а отец работал в областях, связанных с дипломатией и хозяйством. В 1932 году он стал руководить на угольных рудниках на архипелаге Шпицберген, и семье пришлось переехать. Однако, каким же судьбоносным оказалось это решение! Ведь именно там семилетняя Майя вышла на сцену в первый раз. Это была опера «Русалка» Даргомыжского. В этот момент будущая балерина и определила главную цель своей жизни, которая принесёт ей мировое признание – она будет выступать на сцене.
«Я не боялась сцены. Я ждала, когда можно выйти на сцену» Первое ценное выступление Плисецкой произошло в 1941 году. В Большом театре состоялся концерт хореографического училища, за сутки до начала войны. Семью Майи отправили с эвакуацией в Свердловск, однако, ничто не было способно удержать юную балерину от своей мечты: недолго думая, она сбежала обратно в Москву. Девушка отправилась в Московское хореографическое училище, где даже в разгар войны проводились занятия. Майю приняли сразу в выпускной класс, а после окончания обучения в 43 году в коллектив Большого театра. «Знаете, я очень большая лентяйка. Никогда не любила тренироваться. Я любила танцевать» Даже имея талант и врожденную склонность к какому-либо искусству, невозможно добиться полного успеха без работы над собой. Путь Майи был тернист, ведь в каждой постановке она начинала с неприметных ролей. От «Феи Сирени» до «Авроры» в «Спящей красавице», от простой цыганки до Китри в «Дон Кихоте». Так постепенно открывалась венценосная тропа, ведущая к мировой славе. «Мне всегда было интересно создавать. И если говорить о том, что я создала – это Кармен» И все же было в ней что-то, что отличало её от всех остальных балерин. Та изюминка, которая была для неё «вольностью» в работе, стала родоначальницей новой техники в балете. Никто не отличался таким же изяществом, гармонией и музыкальностью, как она. А чего стоят её знаменитые «лебединые руки» в балете «Лебединое озеро», которые позже сведут с ума весь мир! А «Кармен»! Её Кармен запрещали, называли проституткой, но ещё не нашлось ни одного человека, который станцевал бы лучше. В 1948 году Плисецкая станцевала Жизель в одноименном балете, а чуть позже стала прима-балериной Большого Театра. Вот уж где простор для творчества и море вдохновения! Теперь ей были открыты лучшие сольные партии. Хоть Майе и не давали выехать из страны вследствие подозрения в шпионаже, гастроли по стране принесли ей любовь многих людей и звание народной артистки СССР.
50-е встретили Плисецкую зарей кинокарьеры. «Большой концерт» Веры Строевой, «Лебединое озеро» Зои Тулубьевой, «Анна Каренина» Александра Зархи… Несмотря на различия в направлениях искусства, балерина делала большие успехи. Такой бесценный опыт позволял прочувствовать героев с помощью разных средств: танца и актерской игры. В эти же годы Майя встречает мужчину, который станет её лучшим другом и помощником на долгие годы – Родиона Щедрина. Что за чудный тандем – композитор и балерина! К каждому творческому юбилею жены Щедрин дарил ей свою музыку – своеобразная традиция. Плисецкая вспоминала: «Однажды он мне сделал изумительный подарок ко дню рождения. Он мне подарил балет «Дама с собачкой». Что может быть лучше?» «Он продлил мою сценическую жизнь как минимум на двадцать пять лет» Благодаря поддержке мужа и его участию в её профессиональной жизни, Плисецкая получила возможность выезжать за границу. Настал пик её танцевальной карьеры. Стиль танца Майи официально признали во всем мире. В конце 80-х она стала руководить Испанским национальным балетом в Мадриде, начала сотрудничать с Монсеррат Кабалье, выступала в заглавной партии поставленного специально для неё балета «Мария Стюарт» Эмилио де Диего. В Японии вместе с Тошу Фуками они сделали «Крылья кимоно». Поставлен спектакль был всего один раз, но какая это была честь! В Стране восходящего солнца не доверяли играть иностранцам в столь важных постановках, а тем более главную роль. Ей восхищались Пьер Карден, Роберт Кеннеди и король Испании, Хуан Карлос. В 1990 году Майя Плисецкая станцевала в Большом Театре в последний раз. «Дама с собачкой» стала её завершающим спектаклем на этой сцене. Несмотря на свой уход из «Большого», она продолжала сотрудничать с выдающимися хореографами и театрами по всему миру. О ней были сняты такие документальные фильмы, как «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», «Майя Плисецкая», «Майя» японского режиссера Сакагуши и «Майя Плисецкая» французского режиссера Делюша. Стоит ли говорить о бесчисленном множестве наград, премий и орденов по всему миру?
«Мой дом остается дома» Майя Михайловна танцевала до 65 лет, а в 70 отметила свой юбилей, исполнив на сцене «Аве Мария», который поставил для неё Морис Бежар. Закат своего жизненного пути, великая балерина встретила, преимущественно, в Мюнхене, вечно путешествуя и останавливаясь там на отдых от различного рода дел. Причина тому – издательство Родиона Щедрина. Из всех живущих русских композиторов он единственный, кто состоит в организации GEMA – солидном обществе по защите авторских прав композиторов, поэтов и музыкальных издателей. Но, несмотря на это, её истинный дом всегда был в России. Посвятив свою жизнь русскому балету и став его символом в XX веке, судьбу не перекроишь. И теперь Майя Плисецкая ушла столь же лёгкой походкой, какая сохранилась при ней до конца её жизни. Она оставила за собой невероятный кладезь искусства, который будет передаваться из поколения в поколение по всему миру с достоинством, с которым великая прима Большого театра дарила его зрителям на сцене. «Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба»
Анна Макрищева
|
Рекомендуем |