Партнеры Живи добром

Мэри Пикфорд: «Шоу должно продолжаться»


Закончив читать монолог, Глэдис Луиза Смит стояла одна на сцене перед пустым залом, в ложе которого сидели люди, в чьих руках находилась ее судьба. Только что состоялось ее прослушивание у самого известного режиссера Бродвея Дэвида Беласко, встречи с которым она так усиленно добивалась. Именитый режиссер вежливо выслушал пятнадцатилетнюю Глэдис и поднялся на сцену. «Итак, ты хочешь стать актрисой, девочка?». Глэдис не растерялась, жизнь ее зависела от этой встречи, и она нашла замечательный ответ: «Нет, сэр, — сказала она. — Я уже была актрисой. Теперь я хочу стать хорошей актрисой».


Водопад золотистых кудряшек, фарфоровое личико, розовые губки сердечком, наивный взгляд сверкающих глаз в сочетании с талантом и напористостью покорили Беласко. 3 декабря 1907 года во второстепенной роли она дебютирует на Бродвее в пьесе Уильяма Де Милля «Уоррены из Вирджинии» под псевдонимом Мэри Пикфорд, с которым актриса и войдет в историю немого кинематографа. 


Мэри Пикфорд


В те годы кинематограф только зарождался, фильмы считались низким второстепенным видом искусства, а к самим к актерам относились неуважительно, считая съемки в кино неприличным занятием и уделом неудачников. Тем не менее в поисках новой работы и хорошего заработка Мэри, прислушиваясь к совету матери, имевшей значительное влияние на актрису, отправляется на съемочную площадку студии «Biograph» к самому известному тогда кинорежиссеру Дэвиду Гриффиту. Мэри попадает в мир Великого Немого, и уже на следующий день после удачных проб снимается в своей первой картине «Ее первые бисквиты». За первый год своей карьеры в кино Мэри снимается более чем в 50 короткометражных лентах, ее игра разительно отличается от принятой в то время искусственной напыщенной манеры. Перед камерой Мэри ведет себя естественно и по-детски искренне, глубоко проникая в суть характеров своих героев, и уже с первых фильмов становится ясно, Мэри Пикфорд – величайшее явление, феномен на сцене зарождающегося искусства кинематографа.


Пресса пишет о ней, как о «солнечном луче, проникшим в темную комнату», критики сравнивают ее с музами Боттичелли, называют «первым ребенком мира» и «Девушкой Весны», а зрители по всему миру обожают и боготворят Мэри. 


«К декабрю 1912 года, — говорит Дэвид Беласко, — Мэри Пикфорд стала знаменитостью и прославилась на всю Америку как «Королева кино»… Как только я прочитал рукопись «Добрый маленький чертенок», я подумал, что Пикфорд идеально подойдет на роль маленькой слепой девочки Джульетты. Я послал за ней, и в тот же день она пришла в театр».


Мэри триумфально возвращается в театр, пьеса имеет шумный успех, и компания «Famous Players», покупает спектакль со всеми его исполнителями и предлагает Мэри выгодный контракт. Сотрудничество с кинокомпанией складывается невероятно успешно,  Пикфорд получает лучшие роли, которые часто пишутся с целью наилучшим образом раскрыть амплуа «Девушки Весны». Следом за славой взлетают и гонорары звезды немого кинематографа.


Мэри Пикфорд


В 1914 году выходит 7 полнометражных фильмов, где Пикфорд играет главные роли, в том числе картина «Тэсс из Страны бурь», которая принесла ей поистине фантастический успех. Отныне Пикфорд называют «Возлюбленной Америки». В этом фильме окончательно сформировывается образ ее положительной героини: она добра, мила и наивна, словно ангел с измазанным личиком, ее актерское амплуа - девочки-сорванцы бедного происхождения и обездоленные сироты, незаслуженно обиженные жизнью, вызывающие сострадание и симпатию зрителей.


Мировая слава Мэри Пикфорд оглушительна, гастроли актрисы имеют колоссальный успех. Пароход, на котором Пикфорд прибывает в Англию в 1923 г., встречают тысячи аэропланов и толпы поклонников. В день ее приезда в стране отменяются школьные занятия и спортивные мероприятия. С восторгом в 1926 году актрису встречают в Советском Союзе, где ее ласково называют «Маруся», а популярность звезды становится основой сюжета картины «Поцелуй Мэри Пикфорд».


Однако вне съемочной площадки в отличие от своих наивных и беспомощных экранных героинь, Мэри отличается исключительными деловыми качествами, умно распоряжаясь полученными гонорарами. В 1916 году она основала собственную киностудию «Mary Pickford Company», а в 1919 году Пикфорд совместно с Чарли Чаплином, Д. У. Гриффитом и своим будущем мужем Дугласом Фэрбенксом, становится учредителем кинокомпании «United Artists», занимающейся прокатом фильмов.


Получив развод после неудачного брака с Оуэном Муром, 28 марта 1920 года Пикфорд выходит замуж за Дугласа Фэрбенкса, американского актера, ставшего вскоре столь же знаменитым в кино, как и Мэри. Звездная пара много путешествует и всюду благодарные зрители встречают актеров как с неподдельным обожанием и энтузиазмом.


Но к концу 20-х годов образ девушки-ангела выходит из моды, в 1923–1924 гг. актриса играет «взрослые» роли в фильмах «Розита» и «Дороти Вернон из Хэддон Холла», но былого успеха картины не имеют. В 36 лет Мэри Пикфорд снимается в своем первом звуковом фильме «Кокетка» (1929 г.), за которую получает свой первый «Оскар», но прежняя слава уже не возвращается.


Мэри Пикфорд


Вслед за кинематографической карьерой рушится семейная жизнь актрисы: она расстается с Фэрбенксом. Тем не менее она продолжает оставаться одной из самых влиятельных фигур в Голливуде: активно занимается продюсерской деятельностью, входит в состав учредителей Американской академии киноискусств, принимает участие в основании Объединения независимых кинопродюсеров, становится председателем женского отделения Национального фонда борьбы с полиомиелитом, создает благотворительный Фонд помощи престарелым работникам кино, пишет мемуары. Мэри вновь выходит замуж за актера и джазового музыканта Ч.Э. Роджерса, вместе они усыновляют мальчика Рональда Чарльза и девочку Роксанну и живут в гармонии более 40 лет до самой смерти актрисы.


В 1975 году актриса удостаивается почетного «Оскара» за творческую работу и вклад в развитие кинематографа. За свою звездную карьеру Пикфорд снялась более чем в 200 фильмах и сыграла огромную роль в популяризации немого кино. Незадолго до своей смерти в 1979 году Мэри отправляет в Голливуд письмо со своим творческим завещанием, состоящим всего из 4 слов – «Show must go on» («Шоу должно продолжаться»), которые являлись девизом всей жизни Королевы Кино.



Ольга Баранова 



 

Рекомендуем

На его спектакли шли, как на Серова, выламывая двери. Юрий Любимов
Олег Павлович Табаков. Актер на века
Евгений Дворжецкий: рок великого клана
Мы достигли точки назначения. «Одиссей. Красная рапсодия Х» на фестивале Solo
Григорий Горин. Со смехом по жизни
Иоганн Гёте. Дело жизни
Фестиваль "StreetDoc"
«Я шагаю по Москве» на кинофестивале в Венеции
Москва в стиле стрит-арт
Роми Шнайдер. Часто воспоминание самое прекрасное в жизни