Не нуждающийся в представлении Николай Халаджан
В Севастополе 23 февраля 1931 года в семье армянина и девушки русско-латышского происхождения родился сын Николай. Его детство нельзя назвать счастливым — оно пришлось на военные времена. Сначала ушла из жизни мать Коли — фронтовая медсестра, а затем воевать отправился отец. После этих событий мальчика с другими детьми, оставшимся в это трудное время без опеки родителей, эвакуировали в город Новороссийск, а затем на станцию «Кавказская». Для Николая стало счастьем, когда после окончания войны он смог воссоединиться с отцом и переехать в Ригу. В Латвии сын и отец прожили недолго: после армейской службы юноша возвращался уже в Краснодарский край, куда перебрался на постоянное место жительство его папа. Там он и встретил свою будущую супругу Тамару, вместе с которой работал в станичном клубе.
Там Николай Николаевич начал увлекаться режиссурой и педагогикой: он обучал молодых ребят, вместе с ними и сам набирался театрального опыта. Они ставили различные спектакли, улучшая свои актёрские и режиссёрские навыки. Спустя некоторое время Халаджану предложили преподавать театральное искусство в краевом училище в Краснодаре. С этого и началась стремительная и очень успешная карьера Николая. В воспоминаниях его друзей говорится, что Николай был очень глубоким и душевным человеком, коммуникабельным, интересным. Николай Халаджан был прекрасным оратором и философом - Демократ и Демосфен в одном флаконе. Достижений этого человека не счесть, но мы постараемся назвать хотя бы некоторые из них.
Начнём с того, что он являлся академиком, доктором педагогических наук, кандидатом философских наук. Далее, автором около 300 научных работ, среди которых Теория фундаментального авторизованного образования и так далее. Также занимался редакторской деятельностью, возглавлял университеты, состоял в профессиональных союзах США и Германии, имеет несколько медалей в разных областях. Представляете, сколько человек успел осуществить за свою жизнь? Он как был, так и остаётся примером для подражания. В процессе общения Халаджан тоже использовал театральные приемы: он смог соединить в своём преподавании и научных трудах абсолютно разные стихии. Что касается его научных трудов об образовании, то он чётко понимал, что нужно стремиться к индивидуализации программ, отходя от систематизации методов преподавания и обучения. Николай Халаджан доказал свою гипотезу многолетним опытом. Сомнений в том, что это был выдающийся человек, нет. Разве биографические данные включают в британский список «Человек года» незаслуженно? Его незаурядный ум признан практически во всём мире. Он изобрёл передовые технологии в образовательной системе, которая до сих пор блестяще используется.
Нигина Фасхутдинова
|
Рекомендуем |