Ольга Спесивцева. «Между мечтой и действительностью»
«В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая— Ольгой Спесивцевой», - Энрико Чеккетти, итальянский балетмейстер.
Ольга Спесивцева всегда вызывала интерес окружающих. Она была непохожа на других, но отличал ее не только будоражащий сердце танец. Вечная скорбь на лице, особая трагичность. Всю жизнь одна, всегда несчастна. Все знали ее как Великую балерину, прославившуюся своей партией в балете «Жизель», но мало кто мог открыть для себя то, что скрывалось внутри, ее настоящую.
Родилась 18 июля 1895 года в Ростове-на-Дону. Ее отец был актером театра. Когда Ольге было 6 лет, он скончался от туберкулеза. После его смерти, мать с пятью детьми переехала в Санкт-Петербург. Положение семьи оказалось настолько бедным, что она вынуждена была отправить троих из них на воспитание в детский приют при доме ветеранов сцены. В их числе была и Ольга.
Вскоре десятилетняя девочка, Ольга Спесивцева, поступила в Петербургское театральное училище (ныне Вагановское) вместе с сестрой Зинаидой и братом Анатолием, которое блестяще окончила в 1913 году. Еще во время отбора приемная комиссия отметила талант будущей балерины, первым, кому удалось разглядеть красоту и грацию движений Ольги, стал Михаил Фокин. С его легкой руки Спесивцева стала воспитанницей балетного училища.
Сразу после завершения обучения, Ольгу принимают в ряды танцовщиц Мариинского театра. Но в кордебалете юная балерина продержалась недолго, уже через год Спесивцеву можно было увидеть на сцене, выступающую с сольными партиями. Через два года она была приглашена на гастроли в Америку, в составе труппы Дягелева. Но, по настоянию ее близкого друга А.Л. Волынского, отказалась, так как была приверженцем классического балета и выступала против нововведений, характерных дягелевским постановкам. Волынский учил ее относиться к танцу, как к священному обряду, жить им и верить в него.
Еще через год Ольга все-таки принимает приглашение и отправляется на гастроли в Америку с труппой под руководством Вацлава Нижинского. Нижинский оставил глубокий отпечаток в памяти балерины. Известный танцор, находившийся на грани безумия, с гениальной техникой танца и юная, хрупкая Ольга — этот дуэт был обречен на успех, не ограниченный пределами одной страны. Вместе они станцевали два спектакля «Сильфида» и «Призрак розы», навсегда вписав свои имена в историю балета, но это было только начало карьеры Великой балерины. Вернувшись на родину в 1917 году, Ольга Спесивцева становится прима-балериной Мариинского театра.
В ее репертуаре начинают появляться названия произведений, известных всему миру. Чтобы еще более усовершенствовать свое мастерство, отточить движения, Спесивцева занимается с известной своей техничностью и знанием танца балериной Агриппиной Яковлевной Вагановой. Именно эти занятия позволили Ольге Спесивцевой станцевать свою первую основную партию в балете «Лебединой озеро», а затем и в прославившей ее на весь мир постановке «Жизель».
Среди наиболее известных балетов, в которых Ольга Алексеевна Спесивцева исполняла ведущие партии, числятся: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Корсар», «Эсмеральда», «Шопениана», «Дочь фараона», «Спящая красавица», «Жар-птица», «Свадьба Авроры», «Творение Прометея» и, конечно же, «Жизель».
30 марта 1919 года Спесивцева впервые выступила на сцене в роли, сделавшей ее знаменитой на весь мир. Партия в балете «Жизель» стала частью жизни балерины. До сих пор она остается эталоном, получив прозвище Великая Жизель. Эта роль по своей подаче, глубине эмоций была близка Ольге и наиболее точно отражала внутреннее состояние своей исполнительницы, с ее драмой и разочарованием в жизни.
Спесивцева сама признавалась, что для нее Жизель больше, чем просто роль. Она сопоставляла себя со своим персонажем. Научилась чувствовать и понимать каждое движение. Балет о несчастной любви заставлял Ольгу обратиться к собственной судьбе несчастной и одинокой женщины. Всю жизнь она пыталась найти человека, который смог бы понять, полюбить ее настоящую, со всеми недостатками. Но единственным близким человеком оказался для нее ее партнер по сцене, английский танцовщик Антон Долин. Балерина всегда ждала поддержки именно с его стороны и доверяла больше, чем остальным. Однако, для него Спесивцева была лишь потрясающей балериной, любовных чувств он к ней не питал.
Добивала и вечная болезнь. С детства балерина не отличалась крепким здоровьем, она простужалась от малейшего дуновения ветерка. Климат Санкт-Петербурга оказал негативные последствия: Спесивцевой был вынесен диагноз — туберкулез. До мая 1921 года балерина, оставив на время театр, вынуждена пребывать в госпитале. Однако, это не единственное, чем страдала талантливая танцовщица. По предположению докторов, еще со времен училища у Ольга начали проявляться симптомы, напоминающие психическое расстройство, связанные с постоянным состоянием напряженности, хотя сама балерина об этом не догадывалась. С годами болезнь развивалась.
В 1921 году в составе дягелевской труппы Спесивцева отправляется в Лондон с балетом «Спящая красавица». В туманном Альбионе Ольга знакомится с итальянским балетмейстером Энрико Чеккетти, который проводит для нее ряд занятий. Чеккетти был изумлен манерой танца балерины, которая была свойственная исключительно советским танцовщицам.
Вернувшись на родину, уйдя от своего давнего поклонника Акима Волынского, Ольга знакомится с управляющим Петроградским советом Борисом Каплуном. Борис поддерживал Ольгу, восхищался ее талантом. Благодаря высокому посту, Каплуну удалось повлиять на решение правительства и убедить не закрывать Мариинский театр. Ему был близок мир искусства, поэтому он всегда старался встать на сторону богемы в спорных вопросах. Также у нынешнего мужа Спесивцевой было немного странное увлечение: на месте бывших бань он разместил крематорий, куда вывозил жену посмотреть на происходящее для развлечения. Ранимое сердце Ольги сжималось от омерзительных картин.
Их союз продолжался недолго. Однако, именно Каплун помог Ольге с матерью эмигрировать в Париж, в связи с чем впоследствии имел некоторые проблемы. Есть мнение, что годами позже Борис отправился во французскую столицу, чтобы убить бывшую жену, и с тех пор у Ольги началась мания преследования.
В 1924 году в Париже директор самого известного на тот момент театра Гранд-Опера предложил Ольге контракт. Она согласилась. Спесивцева стала первой русской балериной, выступавшей на сцене таких масштабов. Там ее партнерами были Нежинский, Лифарь, Долин, которые сохранили дружбу с балериной на многие годы. Однако, Ольга любила классику, а Гранд-Опера не соответствовал ее понятиям о классическом танце, поэтому Спесивцева постоянно искала возможность выступить в составе другой труппы, которая позволит ей наслаждаться тем, что она делает. Тем не менее парижский театр она оставлять была не намерена.
В 1927 году, ненадолго оставив Францию, Ольга едет на гастроли с Дягелевым в Италию. На этот раз спектакли подстраивают непосредственно под балерину. Дягелевская труппа не зарабатывала больших денег, поэтому артисты зачастую голодали, простывали на открытых площадках, не имели средств к существованию. Но Ольгу это не пугало, ей нравилось, что она может выступать в числе русских артистов. Долгое пребывание за границей порождало ряд слухов, связанных с персоной Ольги. Ее называли русской шпионкой, подозрительно провожали взглядом — все это имело еще большее давление на уже расшатанную психику танцовщицы.
В 1932 году она продолжает гастролировать по миру, на этот раз едет на гастроли в Буэнес-Айрес в составе труппы Фокина, в 1934 — в Австралию с Дандре. Ольга неустанно работает, выступая на различных площадках, при этом успевая все более совершенствовать технику танца. Несмотря на болезни и измученное состояние, она давала по десять выступлений в неделю. На ее лице проступала боль и тоска, но балерина продолжала всю себя посвящать работе.
Мечтая о дружной семье и любимом человеке, который бы мог о ней заботиться, Спесивцева постоянно твердила себе: «Никакого замужества. Я — балерина!». Ольга Спесивцева знала цену своим жертвам, второстепенные роли были для нее оскорблением. Так, после того как главный балетмейстер Гранд-Опера Серж Лифарь предложил ей менее значительную роль, Спесивцева ушла из театра навсегда. Последнее её выступление в Париже состоялось в 1939 году.
Начинается война. Ольга вместе со своим новым избранником В. Брауном уезжает в Америку. На тот момент Спесивцева уже окончательно устала от жизни заграницей и хотела вернуться в Россию, но из-за проблем с паспортом не могла. Усиливались головные боли, обмороки стали случаться чаще. Балерина попадает в психиатрическую лечебницу, где проведет долгие 20 лет. Она снова остается одна и только письма к сестре Зинаиде будут единственной связью с внешним миром и родиной. Антон Долин, навесивший партнершу в клинике, вспоминает: «Она была как маленький зверек, запертый в клетке». От Великой балерины осталась лишь тень.
После выздоровления, зимой 1962 года Ольга Александровна получила от властей Советского Союза отказ на прошение вернуться на родину, а возраст был таков, что выступать на сцене она больше не могла. Долин, забрав ее из клиники, принимает решение передать балерину на попечительство в пансионат на ферме Льва Николаевича Толстого, созданный для помощи русским эмигрантам, младшей дочерью писателя Александрой Львовной. Пансионат располагался в Америке, в графстве Рочестер, недалеко от Нью-Йорка. Там Великая танцовщица провела последние годы своей жизни, так и не вернувшись домой.
В пансионате ее основным занятием стали службы. И без того очень религиозная, она стала посещать церковь ежедневно. По вечерам долго молилась и до конца верила, что когда-нибудь ей позволят вернуться.
16 сентября 1991 года силы окончательно оставляют Великую балерину Ольгу Спесивцеву в возрасте девяноста шести лет. За свою долгую жизнь известная танцовщица так ни разу и не была по-настоящему счастлива. Она жила воспоминаниями, грезила мечтой однажды вернуться в родной дом к семье и отдавала всю себя танцу. Балет стал для нее жизнью, помимо него у нее ничего больше не было.
Судьбе Ольги Спесивцевой посвящены несколько кинолент: в 1995 году вышел фильм «Мания Жизели» реж. А.Учитель; в 1997 году документальный фильм «Божественная Жизель» реж. Майя Меркель. Ее биография была переписана не одним автором, однако, разрешение Спесивцева дала лично только своему партнеру по сцене — Антону Долину, посвятившему ей книгу «Спящая балерина». Ольга Александровна запрещала своей сестре рассказывать кому-либо подробности из ее жизни, Спесивцева говорила: «Я балерина, писать нужно только о моем искусстве, интимного обо мне писать нечего».
Мария Сурмина
|
Рекомендуем |