Русский балет – это Марина Семенова
Жизель, Одетта, Золушка, Эсмеральда. Легендарная наставница Майи Плисецкой, Надежды Павловой и Николая Цискаридзе. 12 июня родилась Марина Тимофеевна Семенова, самая «царственная» балерина советской сцены. В этом году ей исполнилось бы 108 лет. Марина Семенова – это 73 сезона в Большом театре. Это только ведущие роли в Петербургской «Мариинке». Это череда оглушительно успешных спектаклей в Париже. Это десятки самых ярких и талантливых учеников, которых она научила той «героической грации», присущей ей одной. Это 86 лет балетного стажа. Это весь русский балет. «Большевики не хотели спонсировать буржуазное искусство, – рассказывает Николай Цискаридзе. – Балет мог навсегда исчезнуть из Советской России. Но в 1925 году, по счастливому случаю, большевистские комиссары пришли именно на тот концерт, где солировала Семенова. И остались до глубины души очарованы ее талантом, женственностью, изящными выверенными движениями. Только тогда решено было: балету – быть!» «Она была богиней для нас, – делилась в своем интервью великолепная Майя Плисецкая, самая известная ученица Марины Тимофеевны. – Лучше Семеновой не танцевал никто. Только ей одной я подчинялась беспрекословно». Многочисленные ученики блистательной примы гордо зовут себя «Семеновским полком» и трепетно хранят воспоминания о каждом дне, проведенном у станка под ее руководством. Цискаридзе вспоминает, как в Большом театре сломались лифты, а Марина Семенова пешком поднялась на четвертый ярус, чтобы вести занятия. Тогда ей было 95 лет.
Поразительно! Но поразительна вся биография великой балерины. Будущая артистка родилась в Петербурге, в небогатой многодетной семье. Будучи одной из шестерых детей, Марина едва ли могла рассчитывать на «богемную» жизнь и на творческую профессию. Но, к счастью, судьба распорядилась иначе: одна из знакомых семьи Семеновых всерьез увлекалась балетом и пригласила юную пластичную девушку в свою танцевальную студию. Тут-то талант будущей примы и стал очевидным, и в возрасте десяти лет Марина Семенова поступила в хореографическое училище Петербурга. Судьбоносные повороты снова сопровождают балерину. В приемной комиссии училища за нее вступается однофамилец Семенов, Виктор Семенов, солист Мариинского театра. Он убеждает комиссию принять на обучение гибкую обаятельную девчушку, и вскоре он и она уже в качестве партнеров кружат перед зрителями Академического театра Оперы и Балета. Чувства вспыхивают не только на сцене – Семенова выходит замуж за своего самого первого наставника. Тем временем карьера Марины стремительно разгоняется и несется вперед, все сметая перед собой. Не зря ее называют «балериной Победы», сравнивают огонь ее танца с недавно грянувшей революцией, ставят во главу всего советского балета, который при ней источает ту же мощь, что и набирающее силу новое «красное» государство. «Семенова воплощает собой всю неисчерпаемую жизненную энергию великой страны», – пишут о ней газеты. «Царица балета» исполняла только ведущие партии. Она стала первой в истории классического балета в России, кого сразу же взяли на главные роли, минуя кордебалет. Семенова примерила на себя все образы, о которых только могут мечтать балерины. Это и Одетта-Одиллия из «Лебединого Озера», и принцессы Золушка и Аврора, и Маша из «Щелкунчика», и Царь-Девица из «Конька-Горбунка». Она побывала даже Панночкой из «Тараса Бульбы» и Лизой из «Барышни-Крестьянки». А ее бесподобную Жизель навсегда запомнили во Франции, куда Семенова ездила гастролировать. На фоне этого оглушительного успеха прогремел очередной «выстрел» судьбы. Переехав их Петербурга в Москву в 1930 году, Марина познакомилась со Львом Караханом, своим вторым мужем. Он занимал весьма и весьма видный пост – заместитель наркома иностранных дел СССР. Впоследствии Карахана будут судить как «врага народа» и расстреляют, а на Семенову падет тень «политической неблагонадежности». Ей запретят выезд из страны. В театре начнут «смещать» с главных ролей. Говорят, в те времена на балерину даже писали доносы. Те самые люди, с которыми она каждый день репетировала, выходила на сцену… Тем не менее, отказаться от своей героини Советский Союз не мог. Благодаря Семеновой, ее огненной мощи, ее пробивной силе и исключительному таланту отечественная школа балета была лучшей в мире, советское искусство танца стало известно далеко за пределами СССР. И вот в определенный момент Марина Семенова торжественно сошла со сцены, чтобы передать свое мастерство новому поколению.
9 июня 2010 года легендарной советской артистки не стало. Свой балетный класс в Большом театре она передала Николаю Цискаридзе, который учился у примы 11 лет. Пока жив российский балет, уникальные традиции, что сложились при Марине Семеновой, никогда не будут забыты. Достаточно просто ввести ее имя в поисковую строку YouTube и увидеть количество просмотров. Проверьте сами. И обязательно нажмите «воспроизвести». Обязательно.
Елизавета Вохминцева |
Рекомендуем |