Сергей Образцов – взгляды, мысли, эстетика
Каждый из нас в детстве хоть раз был на кукольном спектакле или смотрел кукольные мультики. «38 попугаев», «Чебурашка и крокодил Гена», «Кошкин дом» - список можно продолжать бесконечно. Однако, существует укоренившийся стереотип, что куклы только для детей, хотя кукольный театр – полноценный жанр сценического искусства, о чем неустанно повторял выдающийся театральный деятель, основатель и руководитель неповторимого в своем роде театра кукол Сергей Владимирович Образцов. Но прежде чем найти дело всей своей жизни, а руководить театром «мини-актеров» он будет порядка шестидесяти лет, Образцов пробовал себя и в других сферах.
Его мечтой детства была живопись. После окончания реальной школы, он поступает в Высшие художественно-технические мастерские на курс Архипова. Уже тогда у Образцова складывается определенное отношение к искусству. Для него искусство - это органическая часть человеческой жизни без высокопарности, что-то естественное и ясное. Такое восприятие мира Сергей Владимирович считал наследственным, перешедшим от отца – крупного ученого и известного академика.
Еще из детства он подчеркнул, с какой простотой и непринужденностью Образцов-старший рассуждает на культурные темы, не переходя на пафос и не превознося своей личной оценки. Художественное образование научило будущего театрального деятеля наблюдать за жизнью, мыслить образами.
Некоторое время спустя, карьера живописца отошла на второй план, а Сергей Владимирович по советам друзей и знакомых, одним из которых был сын Шаляпина, решил попробовать свои силы в исполнительном искусстве. Он поступает в частную школу А. Г. Шора на вокальное отделение, однако, талантливым студентом его не считают, это был всего лишь переходный этап к настоящему творчеству.
Благодаря учебе в частной школе, Образцов попадает в театр Немировича-Данченко, где начинается его актерская карьера. Здесь он осваивает азы игры, по-новому открывает для себя «систему» Станиславского, так как в частной школе ее касались поверхностно. Главное, что он понимает принципы создания образов, постигает основы режиссуры. Тем не менее Образцова все больше и больше привлекает мир кукол.
Начав с шутливого игрушечного негра, сделанного для забавы, уже к середине тридцатых Сергей Владимирович становится известным как основатель пародийного жанра «романсов с куклами». В своих представлениях он высмеивает надменность некоторых актеров и тривиальность обыденности.
В 1931 году Образцов открывает собственный кукольный театр. Для него кукла – это носитель внешнего образа в театре, это тот же самый актер, только требующий определенного подхода и работы, но актер не самоценный. Не менее важная роль в создании картины отведена кукольнику. Благодаря ему, обычный предмет оживает на глазах у зрителя и становится полноценным персонажем. Кукловод для Образцова есть не просто формальная фигура, приводящая в движение куклу, а полноправный создатель образа. Понимая это, Сергей Владимирович неустанно разрабатывал новые методики, изучал особенности игры, устройство сцены в кукольном театре. На эту тему написаны многие его труды. Вот такой серьезный подход к такому, на первый взгляд, несерьезному делу.
Анна Дякина
|
Рекомендуем |