Партнеры Живи добром

Тадеуш Кантор. Театр одного художника


“Я не могу согласиться с тем, что я режиссер. Но я согласен называться художником. 

Художник?—?это старинная профессия, с древними традициями, но режиссер?

 Этому понятию всего лишь около двухсот лет…” 

Тадеуш Кантор

Сегодня исполняется 100 лет  со дня рождения Тадеуша Кантора.


Он являлся человеком, который ярко проявил себя во многих творческих жанрах?—?он работал как сценограф, режиссер, актер, художник, автор хэппенингов. На театральном поприще Тадеуш стремился к так называемому Театру художника. Театру, где визуальные образы играют такую же важную роль, как актеры и диалоги?—?по сути, образы являются такими же актерами, призванными поразить зрителя.


Тадеуш Кантор


Тадеуш Кантор родился в 1915 году, в польском городке Велёполе. В 19 лет он поступил на факультет живописи Академии художеств в Кракове, где преподавал Кароль Фрыч. Здесь Тадеуш ставит “Смерть Тентажиля” по пьесе Мориса Метерлинка. Во время Второй мировой войны Кантор основывает подпольный Независимый театр, где ставит такие спектакли, как “Орфей” по Жану Кокто, “Балладина” Словацкого и “Возращение Одиссея” Выспяньского.

В спектакле “Балладин” Кантор меняет представление предмета на сцене?—?это не просто реквизит?—?это “существо, наравне с актером <..>! Предмет?—?АКТЕР!». Позже Тадеуш старается внести эту концепцию во все свои произведения, объединяя живое и неживое, позиционируя актера и предмет как “био-объект”. В “Одиссее” Тадеуш ввел понятие

  “реальность наинизшего ранга” (“убогая реальность”?—?использование самых бедных, “убогих” материалов для оформления постановок). Для искусства гораздо больше значит бедность, а не богатство. Если даже картины выглядят богатыми, то внутри они могут быть очень бедными». Тадеуш Кантор


В 1947 году Кантор получает стипендию Министерства культуры и искусства, и уезжает на некоторое время во Францию, где, проявляет себя как художник, находясь под влиянием искусства живописи Западной Европы, но при этом у него есть собственный стиль. После возвращения из Франции, Тадеуш становится профессором живописи в своей Академии и преподает в ней с 1948 по 1949, а так же с 1967 по 1969 годы. Нельзя не упомянуть, что Кантор является организатором первой после войны Выставки современного искусства в Кракове. Но несмотря на все это, под давлением властей, Тадеуш Кантор c 1950 по 1954 был вынужден прекратить преподавательскую и режиссерскую деятельность.


Тадеуш Кантор


В 1955 Кантор, вместе с группой единомышленников создал театр Крико-2. (Крико-1 был довоенным театром краковских авангардных живописцев.) Cricot?—?2 является также словом-перевертышем французского слова “цирк”. В Крико-2 у Кантора появилась возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал. Уже в первых спектаклях Кантора отчетливо виден характерный театральный стиль?—?он использует “кукольную” актерскую игру и амбалаж (упаковка). Амбалаж помогал автору лишить актеров и предметы свойственных им черт. За время своего существования театр Крико-2 сменил несколько концепций, которые Кантор объявлял в своих манифестах: “Театр Информель”, (1960–1962), “Нулевой театр” (1962–1964). Кантор постоянно находился в поисках новых способов самовыражения. В какой-то момент он принимает решение уйти от традиционного театра и в 1965 году начинает себя пробовать в жанре хеппенингов (англ. happen): “Крикотаж” (1965), “Письмо” (1967), “Панорамный морской хеппенинг” (1967).

 “До настоящего времени я пытался преодолеть сцену, теперь же я вообще отказался от сцены как места, находящегося в некоторых отношениях со зрителями, в поисках нового места в моем распоряжении теоретически имеется все жизненное пространство” Тадеуш Кантор

Хеппенинги подразумевают воплощение творческого замысла вне сцены?—?практически в любом месте. Например, в своей первой акции подобного рода?—?“Крикотаже” актеры показывали несколько действий, которые люди используют в повседневной жизни, но показаны они были так, что в них отсутствовал практический смысл. В “Письме” семь почтальонов, через всю Варшаву, в течение 120 минут, одновременно несли письмо огромных размеров своему “адресату”.


Тадеуш Кантор


В “Панорамном морском хеппенинге” художник Эдвард Красиньский, располагаясь на небольшой стремянке, “дирижировал” волнами перед зрителями, которые располагались в своих креслах, непосредственно в воде. После чего, под его руководством, зрители реконструировали картину “Плот Медузы” Теодора Жерико. Но после постановки еще нескольких хэппенингов, Тадеуш в 1972 году принимает решение вернуться в театр.

Заключительный этап Крико-2 назывался “Театр смерти”?—?постановка, где все персонажи являлись умершими и вызывались на сцену режиссером. В этом цикле были поставлены следующие спектакли: “Мертвый класс” (1975), “Велёполе, Велёполе” (1980), “Пусть сгинут артисты” (1985), “Я никогда уже сюда не вернусь” (1988), “Сегодня мой день рождения” (1991). “Мертвый класс”?—?постановка, в которой “участвует” весь класс режиссера, из которого уже никого нет на этом свете. По сути это спектакль о самом Тадеуше, который остался единственным из всего класса, о его времени, о его личных переживаниях. “Мертвый класс” остается одним из самых гениальных спектаклей, который имел сумасшедший успех на международных фестивалях.


Тадеуш Кантор


В 1980 году создается музей творчества Тадеуша Кантора под названием “Крикотека”, который работает и по сей день. Тадеуш Кантор внес немалый вклад в живопись, пробуя себя в различных жанрах, анализируя и отслеживая зарубежные тенденции. Во второй половине 50-х годов он работал в стиле ташизма (течение в абстракционизме, выражение художником своей бессознательной активности). Позднее Кантор создавал ассамбляжи, помещая на картины старые, иногда испорченные вещи, такие как зонты, сумки, элементы одежды, с помощью которых придавалась объемность произведению. 


Тадеуш Кантор скончался в 1990 году, в Кракове, во время репетиции спектакля “Сегодня мой день рождения”, которая, по иронии судьбы, несмотря на название, стала для него последней. Кантор, несомненно, внес огромный вклад в развитие как польской, так и мировой культуры. Это был уникальный человек, ставший основателем уникального театра, который, однако, ушел вместе с ним.



Аруштова Карина


 

Рекомендуем

Пресс-конференция, посвящённая открытию X международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Казанский собор – символ русской мощи и зодчества
Олимпико. Шедевр итальянской архитектуры
ГПИБ России представляет. Октябрь
Борис Щукин - актёрский портрет
Боги на экране. Театр продолжает искать новые формы
Оскар за платье
Выставка Анатолия Черкасова. Наедине
Марк Захаров: «Раньше я впрыгивал на сцену...»
Из Италии с искусством: 4 апреля стартует фестиваль N.I.C.E.