Партнеры Живи добром

Театр и Революция: обновление эстетики


Революция в нашей стране коренным образом изменила все сферы жизни, будь то политика, экономика или культура. На смену старым устоям пришли диаметрально противоположные. Меняются идеалы, представления, восприятие окружающего. Трансформируются ценности и приоритеты. Обновленной интеллектуальной мысли должна соответствовать и культурная жизнь, а что лучше театра может отразить этот бурный процесс перемен? Именно тогда искусство превращается в один из механизмов формирования сознания широких масс, а театр, как никто другой, становится проводником идеологии. Наиболее ярким примером того, как проявились принципы и тенденции революционного направления, стал Московский Театр Революции, название которого уже подчеркивает радикальный настрой.

Новоиспеченный культурный очаг расположился в живописном здании бывшего театра «Парадиз», построенного Константином Викторовичем Терским и украшенного Федором Осиповичем Шехтелем (проект фасада здания – одна из ранних работ архитектора). В свое время «Парадиз» прославился как «Интернациональный театр», где давали спектакли деятели с мировым именем, как, например, труппа Мейнингенцев, Венская оперетта, на сцену выходили Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен. Однако после бурных событий 1917 года гастроли знаменитостей прекратились, и в начале 20-х (с 1920 по 1922 года) в здании разместился Театр революционной сатиры Давида Гутмана, заложившего фундамент и агитационное начало будущего Театра Революции. Годом основания самого театра Революции считается 1922, когда было принято постановление президиума Московского совета, а художественным руководителем назначен Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Великий и ужасный Мейерхольд, уже в это время выдвинувший свою программу «Театрального октября», в которой выступал за политизацию театра, сразу же определил курс творчества. «Задачей театра является широкое социальное и культурное воспитание массового зрителя, расширение его революционного сознания в духе коммунистической эпохи, выявление нового, коммунистического миропонимания и нового быта через создание присущих театру живых и обогащающих образов», - гласил лозунг.

театр им Маяковского

В репертуаре появились новые темы, которые раньше никак не освещались, а порой даже противоречили идеологии. Павел Александрович Марков, театральный критик и историк театра, отмечает, что предреволюционная исполнительская программа была в основном сконцентрирована вокруг индивидуальных взаимоотношений: «Темы ревности и любви, взятые в окружении буржуазного быта, служили содержанием предреволюционного театра, а легкие салонные комедии и трогательные драмы — его основой». Внимание нового театра было приковано к сегодняшнему дню, а не к абстрактной реальности, к проблемам, порожденным революцией, но изобразить настоящую жизнь на сцене на первых порах мешало отсутствие соответствующей драматургии, в литературе на тот момент пока не появились яркие драматурги-современники. Поэтому режиссеры отдавали предпочтение классике, но пересматривали ее на новый лад, искали настроения, соответствующие их времени, как бы проводя параллели с событиями прошлого. Изменилось представление и сценическая обстановка – театр Революции отказался от археологического подхода, когда с педантичной точностью воскрешалась обстановка, уделяя особое внимание быту и декорациям, отпал и прием «стилизации». Один из новых приемов – это использование единой сценической площадки, не меняющейся на протяжении всего действия, за исключением некоторых деталей. Она должна передавать настроение и образ спектакля в целом.

Последующий руководитель театра – Алексей Попов – попытался синтезировать основные течения советского театра. Будучи учеником Художественного театра и в то же время впечатленный Мейерхольдом, он выступал за физическое раскрепощение актера при этом не отказываясь от его внутренней психологической наполненности. Опыты театра Революции – это первые попытки создания принципиально нового исполнения, оформления сцены, это новый репертуар, темы для изображения. Его влияние на историю отечественного сценического искусства бесценны.


Анна Дякина




 

Рекомендуем

Зимний вечер света в Царском Селе
Элвис Пресли-80!
Ярослав Гашек. Противостояние абсурду абсурдом
Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?
GOGA NIKABADZE. FW’2018-2019
Банкирская сага в исполнении трио: спектакль «Трилогия братьев Леман»
Лауреаты конкурса-фестиваля «Чайковский-Наследие»
Николай Ерёменко-младший. Герой как будто бы из сказки
Михаил Жаров — от опричника до сельского философа
Модные тенденции лета 2017