Viva Джулия! Премьера спектакля «Театр» в театре им. Евгения Вахтангова
Международный день театра в юбилейном году легендарный театр им. Евгения Вахтангова решил отпраздновать знаковой премьерой — спектаклем по роману Сомерсета Моэма «Театр». Для постановки самого театрального из романов нашлась веская причина: в этом сезоне «вахтанговцы» празднуют столетие любимой сцены! В такой год спектакль с «говорящим» названием, несомненно, должен стать украшением репертуара. Инсценировку доверили молодому режиссеру Ольге Субботиной, которая три года назад дебютировала на Симоновской сцене театра постановкой романа Г. Флобера «Бовари». Дебют оказался удачным, и потому идея режиссера о сценическом воплощении культового романа С. Моэма была активно поддержана художественным руководителем. Масштабность романа потребовала привлечения мощных сил. Спектакль буквально перенаселен персонажами, так что, учитывая два состава, к работе над ним оказались привлечены без малого два поколения артистов. Для того чтобы «Театр» стал настоящим театром, понадобилось задействовать и все технические и творческие цеха, включая музыкального руководителя (Татьяна Агаева), режиссера по пластике (Елена Каралашвили) и даже постановщика сцен фехтования (Андрей Щукин). На сцене, как и в романе — театр в квадрате: один из них настоящий, второй тот, что называют «сценой жизни». В биографии и карьере главной героини Джулии Лэмберт (Лидия Вележева) они сплетены так тесно, что временами сама знаменитая актриса не отличает одного от другого. Она отлично умеет управлять процессами перенесения сцены в обычную жизнь и наоборот. Эта увлекательная игра не только помогает героине справляться со многими трудностями, но и становится комфортным образом жизни. Джулия не замечает, как раздражающе действует ее театрализованный способ существования на близких, уставших от картинных мизансцен и драматических речей. Давно заскучавший, и уже не очень верящий в жену, как актрису муж Майкл (Евгений Князев) и инфантильный сын Роджер (Алексей Петров, Николай Романовский) постепенно отошли на второй план жизни, на первый ожидаемо вышла битва «о железную старость». Одним из компонентов этой борьбы стал роман с прекрасным юношей Томом Феннелом (Константин Белошапка).
Сценографическое решение спектакля прекрасно в своей простоте: в «черном кабинете» сцены легко меняются незамысловатые декорации, лишь штрихом намечающие обстановку игрового момента. Эта незагроможденность сценического пространства позволяет в мгновение ока на глазах зрителей перенести героев в новый интерьер и место действия. Многие мизансцены разделяются на первый и второй планы, становясь объемными, и позволяя решать сразу несколько постановочных задач. Сценография и блистательные костюмы (Максим Обрезков) совершенно очевидно подобраны друг под друга и существуют в чудесном сочетании. Именно на них держится стильная атмосфера спектакля. Блеск и красота — этими двумя словами можно охарактеризовать жизнь героини и необходимые условия ее существования, которые являются оружием звезды сцены, выстреливающим ровно в конце действия. Музыкальные номера (композитор Глеб Матвейчук) тоже великолепно вписаны в общую стилистику спектакля. Танцы, музыка, сценография, очень театральный свет, костюмы — все работает на героиню Лидии Вележевой. Актрисе чуть не повезло с гримом, но она прекрасна в своей отстраненности от действительности, в умении переключаться из театра в жизнь и обратно, в пластике уверенной в себе львицы. Понятно, что перенесение на сцену эпического романа — дело трудоемкое. Возможно, его не надо делать так подробно и детально. Наверное, надо менее почтительно сокращать авторские пространность и словоохотливость. Всего качественного и красивого, что есть в постановке, вдруг оказывается чересчур много. Зрителей может утомить и запутать обилие персонажей, бесконечная смена сцен, когда происходит наслоение смыслов, поступков, действий. Удивительно, но красота света, костюмов, музыки, декораций словно стоит отдельно от героев и их жизни на подмостках. Хочется любоваться блеском и изяществом нарядов, слушать оркестр и певца в ресторане, смотреть на интересную нарочитую театральность вставных номеров (Шекспир, Шиллер), разглядывать два плана одной мизансцены, вспоминать, что за новый герой вышел на сцену и был ли он на ней уже.
За всей этой бесконечной работой ума и зрения вдруг пропадает главное — актриса и женщина Джулия Лэмберт. Ее восхитительный и безупречный выход в конце, знаменующий кульминацию действия, отнесенную автором ближе к развязке, конечно, вновь концентрирует внимание на главном действующем лице спектакля, но разве не Джулия должна быть его стержнем? Вокруг ее неповторимой индивидуальности должны вращаться все остальные герои пьесы, но они живут сами по себе, и спектакль рассыпается на череду их сменяющихся выходов, за которыми пропадает связующая нить действия. Так бывает и так случилось, когда каждое отдельное звено постановки сработано превосходно, но цельной картинки пазла из них собрать не получается. Возможно, режиссеру не достало смелости облегчить статуарность романа, отбросить как можно больше и сконцентрировать внимание на Джулии и на театре, доказав зрителям, что театр и есть Джулия.
Дарья Евдочук
|
Рекомендуем |